Кружит ангел Г-спода вокруг трепещущих перед Ним и спасает их. Теилим 35 «Станут как мякина на ветру, и ангел Г-спода рассеет их. 6.Их дорога будет темной и скользкой, и будет преследовать их ангел Г-спода» Кто подобен Г-споду среди ангелов? 6.Прославят небеса Твои чудеса, Г-сподь, и Твою верность в собрании ангелов. 7.Ибо кто на небесах сравнится с Г-сподом, кто подобен Г-споду среди ангелов? 8.Б-г, почитаемый в великом собрании ангелов, и грозный для всех окружающих Его. Название и описание Ангелов В Танахе название ангела מלאך. Буквальное значение этого слова – «вестник», своё позднейшее значение «ангел» это слово получило только с присоединением к нему имени Б-га, например, малах а-Шем, малах Эл-ким («ангел Г-сподень», «ангел Б-жий»; Зхарья 12,8). Другие обозначения были бнэй элим или бнэй элоим (Бэрейшит 6, 4; Эйов 1, 6; Тэилим 29, 1), а также кдошим – «святые» (Тэилим 89, 6, 8; Эйов 5,1). Когда ангел приходит на помощь еврейскому народу в его борьбе против врагов, он получает название сар цва а-Шем («вождь воинства Г-сподня», Йеошуа 5, 14). Ангелы являются людям в образе человеческих существ необычайной красоты, причём человек не сразу осознаёт их ангельскую природу (Бэрейшит 18, 2; 19, 5; Шофтим 6, 17; 13, 6; Шмуэль I 29, 9). Они перелетают по воздуху и могут становиться невидимыми; жертвенные приношения, к которым они прикасаются, пожираются огнём; они исчезают в жертвенном огне, подобно пророку Элиягу, который вознёсся на небо в огненной колеснице; они появляются, наконец, в пламени тернового куста (Бэрейшит 16, 3; Шофтим 6, 21, 22; Млахим 2, 11; Шмот 3, 2). Ангелы чисты и светлы, как небо, потому что состоят из огня и окружены сиянием (Эйов 15, 15); про них говорит царь Давид: «Делает Он ветры посланниками Своими, служителями своими – огонь пылающий» (Тэилим 104, 4). Хотя они вступают в связь с дочерьми человеческими (Бэрейшит 6) и вкушают небесный хлеб (Тэилим 78,Лехем абирим ахаль иш цейда шалах лаhем ласова. Хлеб могучих ел человек), они, однако, не вещественны и не подчиняются ограничениям времени и пространства. Будучи сверхчеловеческими существами, ангелы принимают, однако, человеческую форму. Таково библейское представление о них. Постепенно – особенно в побиблейскую эпоху – они начинают облекаться в бестелесную оболочку, более соответствующую природе выполняемой ими миссии. Но обычно они всё-таки являются в образе человеческом. Библия рисует их то с обнажёнными мечами и орудиями разрушения в руках, то с письменным прибором у пояса, иных верхом на конях (Бэмидбар 22, 23; Йеошуа 5, 13; Йехезкель 9, 2; Зхарья 2, 5, 8 и др.). В Диврэй а-Йамим 21; 16, 30 изображён грозный ангел, стоящий «между землёй и небом, и меч его обнажённый в руке его». Книга Даниэля повествует об ангеле, который одет «в льняные одежды, и бёдра его препоясаны Уфазским золотом. А тело его как хризолит, и лицо подобно молнии, а глаза как факелы горящие, а руки и ноги его будто из меди сверкающей, и голос его подобен гулу множества (людей)» (Даниэль 10; 5-6). Ангелы могущественны и грозны, они одарены мудростью и знают обо всём, что совершается на земле. Они безупречны в своих суждениях, святы, но не безгрешны, так как иногда ссорятся между собой, и Б-г восстанавливает тогда между ними мир. Кроме тех случаев, когда они, по обязанности, являются от имени Г-спода мстителями за грехи, они благодетельствуют людям (Тэилим 78, 49; 103, 20; Шмуэль 14, 17, 20; 19, 28; Зхарья 14, 5; Эйов 4, 18; 25, 2) Число ангелов чрезвычайно велико. Яаков встречает на своём пути целое полчище ангелов. Йеошуа бин-Нун видит «вождя воинства Г-сподня». Г-сподь сидит на престоле Своём, и «всё воинство небесное стояло при Нём, справа и слева от Него»; они приходят «предстать пред Г-сподом» (Бэрейшит 32, 2; Йеошуа 5, 14, 15; Млахим I 22, 19; Эйов 1, 6; 2, 1; Тэилим 89, 6; Эйов 33, 23). Общий взгляд на этот вопрос выражен в словах из книги Эйова (25, 3): «Есть ли счёт воинствам Его?». Хотя в более древних книгах ТАНАХа являющийся людям ангел Г-сподень упоминается почти всегда в единственном числе, бывали случаи, когда Б-жественная весть приносилась людям также несколькими ангелами. Не следует, однако, заключать отсюда, что выражение малах а-Шем относится к самому Б-гу или к какому-нибудь одному определённому ангелу. Оно указывает только, что Г-сподь может совершать чудеса даже через ангела. Ангелы в ТАНАХе. В ТАНАХе упоминаются также ангелы со специальными миссиями, например, «ангел, избавляющий от зла», «ангел-предстатель (ходатай за человека)», «ангел-губитель», «ангел завета», «ангел лица Его» и, наконец, «нашествие ангелов злых» (Бэрейшит 48, 16; Эйов 33, 23; Шмуэль II 24, 16; Малахи 3, 1; Йешаягу 63, 9; Тэилим 78, 49. «»нашествие ангелов зла..»» Рассматривая же небесное воинство во всей его совокупности, следует различать херувимов (крувим), серафимов (срафим) и «животных» (хайот), «колёса» (офаним) и эрэлим (значение этого слова неясно). Всевышний описывается сидящим на херувимах и как «Господь воинств, Который пребывает между херувимами». Херувимы же охраняли путь к древу жизни (Шмуэль I 4, 4; Тэилим 80, 2; Бэрейшит 3, 24). Йешаягу (6, 2) описывает серафимов шестикрылыми; Йехезкель же представлял хайот и офаним (1, 5 и далее) как вид небесных существ, влекущих престол Г-спода. Ангелы являются людям в качестве посредников между Б-гом и ими, возвещая могущественную волю Г-спода и выполняя Его предначертания. Они открываются как отдельным людям, так и целому народу, чтобы возвестить уготованное им благополучие или несчастье. Ангелы предсказывают Аврааму рождение Ицхака, Маноаху – рождение Шимшона и Аврааму же – разрушение Сдома. Упоминаются и ангелы-хранители. Б-г посылает ангела охранять еврейский народ после его исхода из Египта, вести его в обетованную землю и уничтожать на его пути враждебные евреям племена (Шмот 23, 20; Бэмидбар 20,16). В книге Шофтим ангел Г-сподень обращается ко всему народу, говоря ему, что за непослушание его из земли Кнаан не будут изгнаны её прежние жители. Ангел приносит пророку Элиягу еду и питьё (Млахим I 19, 5). И подобно тому, как Б-г заботливо следил за Яаковом, так каждого благочестивого человека охраняет ангел «на всех путях» его (Тэилим 34,. «Кружит ангел Г-спода вокруг трепещущих перед Ним и спасает их». 8; 91, 11).11″.ибо Своим ангелам Он заповедует хранить тебя на всех твоих путях» Есть и ангелы-воители: так, один из них поразил в одну ночь всё ассирийское войско в 185000 человек (Млахим II 19, 35); враг рассеивается перед ангелом, подобно «мякине» (Тэилим 35, 5-6).»Станут как мякина на ветру, и ангел Г-спода рассеет их. 6.Их дорога будет темной и скользкой, и будет преследовать их ангел Г-спода»» Упоминаются также ангелы мщения, например, в книге Шмуэля II 24, 15, где ангел тысячами избивает народ. По-видимому, перед нами в данном случае олицетворение моровой язвы и «злые ангелы», упоминаемые в Тэилим 78, 49 являются, в сущности, ничем иным, как олицетворением подобной болезни. Слово «злые» здесь должно быть понимаемо отнюдь не в атрибутивном смысле: оно значит только «причиняющие зло», т.к. ангелы по своей природе доброжелательно относятся к людям. Ангелы восхваляют Господа, отсюда выражение «ангелы восхваляющие» (Тэилим 29, 1; «Воздайте Г-споду, сыны могучих,»103, 20; » Благословите Г-спода, все Его воинства – исполняющие Его волю! 148, 2; «Славьте Его, все ангелы Его, славьте Его, все воинства Его. « ср. Йешаягу 6, 2 и далее). Они образуют сонм вокруг Б-га, сидя в совете с Ним (Млахим I 22, 19; Эйов 1, 6; 2, 1); поэтому они называются «советом (сод) святых» при Нём (Тэилим 89, 8; там же, 6 – «собрание (кэ h аль) святых»). Они сопровождают Б-га, когда Он является человеку (Дварим 33, 2; Эйов 38, 7). Этот взгляд на ангелов получил право гражданства уже после вавилонского пленения, и у пророка Зхарьи различные ангелы посланы «расхаживать по земле», чтобы посмотреть и сообщить обо всём происшедшем (Зхарья 6, 7). В книгах пророков ангелы являются также представителями пророческого духа и приносят пророкам слово Б-га. С другой стороны, и пророки иногда называются вестниками (ангелами) Б-га, например, пророк Хагай (1, 13). Надо полагать также, что Малахи не есть действительное имя пророка, оно значит «вестник» или «ангел». Важного вопроса о происхождении ангелов Библия совершенно не касается; по её мнению, ангелы существовали ещё до сотворения мира (Бэрейшит 1, 26; Эйов 38, 7). В книге Даниэля мы встречаем имена ангелов Михаэля и Гавриэля. Первый – покровитель Израиля на небесах; впрочем, и некоторые другие народы, например, персы, имели на небе своих верховных покровителей. Более чем за триста лет до книги Даниэля пророк Зхарья распределил ангелов по рангу, но не дал им имён. Упоминание о семи глазах (Зхарья 3, 9; 4, 10) могло быть следствием представления о семи архангелах. Ле илуй нешама Шолум Бен Туричиман. |