בס«ד
Чтобы достойно отметить субботу, ощутить всю ее красоту и испытать приносимое ею духовное наслаждение, необходимо приготовиться к ее приходу.
Эти приготовления можно сравнить с приготовлениями к встрече уважаемого и дорогого гостя. Что делает семья, если к вечеру ожидается почетный гость?
Глава семьи постарается прийти с работы пораньше, чтобы успеть привести себя в порядок, сменить костюм.
Жена достанет свое лучшее платье, позаботится, чтобы дети успели вымыться и переодеться в чистую, красивую одежду.
Обеденный стол покроют белоснежной скатертью и сервируют лучшей посудой.
Еду приготовят заранее, и хозяйка постарается, чтобы блюда были разнообразными, вкусными и красиво оформленными. Для праздничного обеда приберегут лучшие продукты, вина, сладости.
Квартира будет тщательно прибрана и украшена.
Все члены семьи постараются закончить свои будничные дела до прибытия гостя.
Можно также представить себе, что хозяева захотят предупредить соседей и знакомых не беспокоить их телефонными звонками, пока у них в доме гость. Было бы не только неуважением по отношению к гостю, но и беспокойством для всех, если бы трапеза все время прерывалась.
Канун субботы!
Субботние свечи!
Наступление субботы возвещается зажиганием свечей. Это обязанность матери семейства. Женщина начинает зажигать свечи в первую же субботу после замужества. Если в семье есть несколько замужних женщин, каждая из них обычно зажигает свои свечи, но благословения ( браху) на свечи только хозяйка дома произносит, а другие отвечают АМЕН.
Мужчина зажигает субботние свечи в том случае, если в доме нет женщины, или она не в состоянии выполнить ритуал, или если он живет один.
Свечи зажигают примерно за двадцать минут до заката. После захода солнца зажигать свечи НЕЛЬЗЯ.
Допускается зажигать свечи несколько раньше установленного срока. Это особенно часто делают летом, когда дни длинные, и тогда суббота может быть провозглашена на час (или около того) раньше.
Зажигают не менее двух свечей в честь двух стихов Торы, где заповедано соблюдать субботу: «Помни день субботний и чти святость его» (Шмот, 20:8) и «Соблюдай день субботний святость его…» (Дварим,5:12).
В некоторых семьях существует обычай зажигать более двух свечей или же по одной дополнительной свече в честь каждого родившегося ребенка. Разрешается зажигать любое число свечей.
Если не удалось приобрести белые восковые свечи, их можно заменить свечами любой формы) размера и цвета. Единственное требование: их должно хватить на время всей трапезы и на некоторое время после нее.
Можно использовать любые подсвечники, но предпочтительнее иметь специальные субботние, используемые только для субботы и праздников.
Лучше всего зажигать свечи на оливковой масле
Хотя обычно благословение предшествует исполнению заповеди, в данном случае свечи зажигают сначала, а благословение произносят потом. ((по Ашкенаским правилам))
ЖЕНЩИНА СФАРАДИТ
Сначала прозносит благословения
Потом зажигает свечи.
Благословение на свечи
БАРУХ АТА, АДО-НАЙ, ЭЛОЭЕЙНУ. МЕЛЕХ А-ОЛАМ, АШЕР КИДШАНУ БЕМИЦВОТАВ ВЕЦИВАНУ ЛЕАДЛИК НЕР ШЕЛЬ ШАБАТ!
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ. Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, ОСВЯТИВШИЙ НАС СВОИМИ ЗАПОВЕДЯМИ И ПОВЕЛЕВШИЙ НАМ ЗАЖИГАТЬ СУББОТНИЕ СВЕЧИ
После того, как свечи зажжены, принято приветствовать друг друга словами «Шабат шалом!»
Свечи нужно зажигать на том столе, за которым будет совершаться субботняя трапеза. Если это невозможно, они должны по крайней мере стоять в той же комнате. В поездках, на курорте, в больнице свечи зажигают в любом наиболее подходящем для этого месте.
СУББОТНИЙ СТОЛ
На столе, накрытом в канун субботы, должны быть: две неразрезанные субботние халы, покрытые салфеткой (декоративные салфетки можно купить в магазинах.
кубок для «Кидуша».
Вечернее б-гослужение
Вечернее б-гослужение в пятницу называется «Каббалат шабат» («встреча субботы»). Как правило, оно начинается в синагоге вскоре после того, как в домах зажигают субботние свечи.
Хотя женщины и не обязаны читать эти молитвы, многие из них молятся (обычно дома, но иногда и в синагоге) , — чтобы встретить субботу подобающим образом.
Все мужчины в семье, а также дети, после зажигания свечей отправляются в синагогу. Молитва продолжается обычно сорок-пятьдесят минут и во многих синагогах сопровождается хоровым пением.
.
Из-за болезни, плохой погоды или в том случае, если синагога находится очень далеко, можно в субботний вечер молиться дома. В этом случае субботние молитвы читают сразу после зажигания свечей. Все члены семьи должны молиться хором, как это делается в синагоге. Молитву «Шмо-нэ-эсрэ» произносят шепотом, стоя лицом к востоку (в Израиле — обратившись в сторону Иерусалима, в Иерусалиме — в сторону Стены плача).
«Кидуш» и субботняя трапеза
Вернувшись вечером в пятницу домой из синагоги (или помолившись дома), семья собирается за субботним столом, чтобы спеть традиционный гимн «Шалом алейхем»
Принято, что после этого отец благословляет детей. Эта церемония подчеркивает его роль духовного наставника. Ребенок, который каждую неделю подходит к отцу за благословением, привыкает его уважать. В связи с наблюдающимся падением родительского авторитета возрождение данного обычая особенно желательно. Ритуал очень прост. Отец возлагает обе руки на голову ребенка (когда детей двое, то он кладет руку на голову каждого) и, если это сын (сыновья), произносит:
ЙЕСИМХА ЭЛОИМ КЕЭФРАИМ ВЕ КИ МЕНАШЕ! ДА УПОДОБИТ ТЕБЯ Б-Г ЭФРАИМУ И МЕНАШЕ
Дочери (дочерям) он говорит:
ЙЕСИМЕХ ЭЛОИМ КЕ САРА, РИВКА. РАХЕЛЬ ВЕ ЛЕА
ДА УПОДОБИТ ТЕБЯ Б-Г САРЕ. РИВКЕ. РАХЕЛИ И ЛЕЕ!
Затем продолжает:
ЙЕВАРЕХЕХА АДОНОЙ ВЕЙИШМЕРЕХА. ЯЭР АДОНОЙ ПАНАВ ЭЛЕХА ВИХУНЕКА. ЙИСА АДОНОЙ ПАНАВ ЭЛЕХА, ВЕЯСЕМ ЛЕХА ШАЛОМ!
Да благословит тебя Г-сподь и охранит тебя. и будет Благосклонен к тебе Г-сподь, и помилует тебя. будет Благоволить к тебе Г-сподь и пошлет тебе мир!
После благословения детей глава семьи делает субботний «Кидуш» — «освящение субботы», держа перед собой кубок с вином. Он должен сознавать, что читает благословение от имени всех членов семьи. Некоторые делают «Кидуш» делают стоя.
Освящение субботы является требованием Торы, в которой сказано: «Помни день субботний и чти святость его» (Шмот, 20:8). Если в доме нет взрослого мужчины, «Кидуш» совершает женщина.
Мудрецы Талмуда постановили, что «Кидуш» предпочтительнее совершать над кубком вина — традиционным символом радости и веселья.
ЕСЛИ ВИНА НЕТ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ благословение читают над субботними халами.
«Кидуш»:
И был вечер, и было утро.день шестой. и завершены были небо и земля со всем воинством их. и закончил б-г на седьмой день труд свой. которым занимался. и в седьмой день не совершал он никакой из тех работ, которыми был занят, и благословил б-г день седьмой, и освятил его. ибо в этот день не совершал он никакой из работ своих, которыми занимался прежде и которые намеревался совершить после того.
Внемлите, господа мои и учители!
Благословен ты. г-сподь, б-г наш, владыка вселенной. сотворивший плод виноградной лозы!
Благословен ты. Г-сподь, Б-ог наш, Владыка вселенной, освятивший нас своими заповедями. и благоволивший к нам, и давший нам в наследие, по любви и благосклонности. святую субботу свою в память о сотворении мира, первый из святых праздников. напоминающий о выходе из египта, ибо нас избрал Ты и нас освятил среди всех народов. и святую субботу свою по любви и благосклонности дал нам в наследие. благословен ты, г-сподь, освящающий субботу]
В качестве кубка для «Кидуша» можно использовать любой сосуд, вмещающий не менее 140 граммов вина. Необходимо только, чтобы он был чистым и целым. Все же принято приобретать специальный красивый бокал для исполнения этой заповеди.
Вино должно быть только виноградным и, конечно, кашерным. Тот, кто не может пить вино, вправе заменить его натуральным кашерным виноградным соком. Над соком произносят то же благословение, что и над вином.
«Кидуш» совершает один человек от имени всех присутствующих, но каждый, если хочет, может сделать его для себя.
Когда произносят благословение над вином, халы должны оставаться накрытыми.
По завершении «Кидуша» все присутствующие отвечают амен. Глава семьи отпивает вина и отливает из своего кубка всем остальным. Они не должны, однако, сами произносить благословение на вино.
После «Кидуша» все участвующие в трапезе омывают руки. Делают это с помощью специальной кружки или любого другого чистого и целого сосуда (стакана, чашки). Сначала три раза поливают правую, а потом так же точно -левую руку.
БАРУХ АТА, АДО-НАЙ, ЭЛОЭЕЙНУ, МЕЛЕХ АОЛАМ, АШЕР КИДШАНУ БЕМИЦВОТАВ ВЕЦИВАНУ АЛЬ НЕТИЛАТ ЯДАИМ:
Благословен ты, Г-сподь Б-г наш, владыка вселенной, освятивший нас своими заповедями и повелевший нам омывать руки
Немедленно после этого, ничем не отвлекаясь и не разговаривая, усаживаются за стол. Глава семьи снимает с хал салфетку и быстро поднимает их, произнося:
БАРУХ АТА, АДО-НАЙ, ЭЛОЭЕЙНУ, МЕЛЕХ АОЛАМ, hАМОЦИ ЛЕХЕМ МИН hААРЕЦ!
Благословен ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка вселенной, вырастивший хлеб из земли»
Халу разрезают на части и куски раздают всем членам семьи, которые не должны сами произносить благословение над хлебом, если отвечали амен и если глава семьи говорил от их имени.
Обе халы должны быть целыми, неразрезанными. Они называются лехем мишнэ и символизируют двойную порцию манны, которую евреи во время скитаний по пустыне после Исхода из Египта собирали в канун субботы. Кроме того, две халы, подобно двум свечам, напоминают два предписания Торы: «Помни день субботний…» и «Соблюдай день субботний…»
Если нет хал, их можно заменить булочками или мацой. Целые хлебы (или пластинки мацы) нужны только для благословения. Во время трапезы можно употреблять нарезанный хлеб.
Вошло в обычай петь за субботним столом особые песни — змирот. Эти песни, созданные в основном в средние века, славят субботний покой и Всевышнего, Который его нам даровал. Не обязательно ограничиваться теми змирот, которые имеются в молитвеннике, их выбор в наше время достаточно широк. Субботние напевы очень разнообразны, змирот можно петь на разные мелодии.
По окончании трапезы полагается возблагодарить Всевышнего, как сказано в Торе:
«И будешь ты есть, и насытишься, и благословишь Г-спода, Б-га твоего» (Дварим, 8:10). Послетрапезная молитва («Биркат hамазон») в субботу, в отличие от других дней недели, читается нараспев и не спеша. Даже маленькие дети быстро запоминают слова этого благословения и охотно присоединяются к взрослым.
Рабанит Нелли ЯДАЕВ