В Торе сказано: «И отправился человек из дома Леви». Куда он отправился? Рав Йегуда бар Завина сказал: «Он [не переехал в другое место, а] последовал совету дочери».
Талмудические источники сообщают: Амрам, отец Моше, был руководителем своего поколения. После того, как злодей фараон объявил свой указ: «Все новорожденные мальчики-евреи должны быть брошены в Нил», Амрам сказал: «Мы стараемся напрасно» – и расстался со своей женой. После этого и все остальные евреи расстались со своими женами. Тогда дочь Амрама сказала отцу: «Твое решение еще более жестоко, чем указ фараона. Он приговорил к смерти только мальчиков, в то время как ты решил судьбу и мальчиков, и девочек. Фараон приговорил их к смерти только в этом мире, ты же приговорил их и в этом, и в будущем мире. Фараон – злодей, поэтому неизвестно, будет ли выполнено его решение, ты же – праведник, и твое решение будет исполнено наверняка, как сказано: «То, что ты решишь – исполнится» (Ийов, 22)». Услышав эти слова, Амрам возвратился к жене, и все остальные евреи тоже вернулись к своим женам (Сота, 12).
В Торе сказано: «И взял в жены женщину из дома Леви». Сказано «взял в жены», а не «возвратил». Рав Йегуда бар Завина сказал: «Ее возвращение было не менее торжественным, чем свадьба. Она вернулась домой в паланкине, перед которым плясали ее дети – Мирьям и Агарон, а ангелы на Небесах пели слова Псалма: «Счастливая мать семейства»». (Шмот Раба, 1)
В Торе сказано далее: «И забеременела эта женщина и родила сына». Но ведь еврейская традиция сообщает нам, что к моменту своего возвращения она уже была беременна в течение трех месяцев! Рав Йегуда бар Завина сказал: «Тора упоминает в этом стихе два радостных события – рождение Моше и самый радостный момент беременности его матери – день ее возвращения к мужу» (Сота, 2).
В Торе сказано: «И она увидела, что он прекрасен [тов]». [Что же она увидела?]
Рабби Меир сказал: «Что его имя – Тов».
Рабби Йегуда сказал: «Что он способен стать пророком».
Рабби Нехемия сказал: «Что его имя – Тувия».
Согласно другому мнению, она увидела, что Моше родился уже обрезанным. Большинство мудрецов считают: «В момент рождения Моше весь мир был залит светом. Ведь в этом стихе говорится: «И она увидела, что он прекрасен», а в главе книги Берешит, рассказывающей о Сотворении мира, сказано: «И Всевышний увидел, что свет прекрасен» (Ялкут Шмот, 166).
Почему мать отнесла Моше к Нилу? Для того, чтобы астрологи пришли к выводу, что ребенка уже бросили в реку и перестали его искать.
После того, как астрологи решили, что Моше брошен в Нил, они доложили фараону: «Тот, кто должен был спасти народ Израиля – в Ниле». Сразу же после этого обрадованный фараон отменил свой злодейский указ.
Рав Аха бар Ханина сказал: «Это произошло шестого Сивана (день Дарования Торы на горе Синай; в этот день Моше исполнилось три месяца и, как рассказывает Тора, мать больше не могла его скрывать). Ангелы служения обратились к Всевышнему: «Властелин мира! Неужели тот, кому суждено получить в этот самый день Тору на горе Синай, погибнет сегодня в водах реки?»
В Торе сказано: «Сходить ли мне и позвать кормилицу из еврейских женщин?» Почему именно из еврейских? Разве нельзя было вскормить его молоком нееврейской кормилицы? Дело в том, что его уже передавали многим нееврейским кормилицам, но он отказывался сосать их молоко. Но почему? Потому, что сам Всевышний решил: «Уста, которым суждено разговаривать со мной, не должны быть вскормлены нееврейским молоком».
О правильном написании слов «Моше Рабейну»
Эти слова на иврите непременно пишут так: רבינו משה, вставляя букву «י» после буквы «ב». Дело в том, что гематрия (числовое значение) слов «Моше Рабейну» равна 613, точному числу заповедей Торы, которая была получена Моше от Всевышнего и передана им Израилю.
Обычай, связанный с седьмым Адара, его смысл и происхождение
Во многих еврейских общинах принято, что седьмое Адара является днем Хевра Кадиша – «погребального общества», которое, в соответствии с названием, отвечает за погребение умерших членов общины.
Седьмого Адара все, кто имеет отношение к Хевра Кадиша, собираются вместе и устраивают праздничную трапезу, в которой участвуют и самые именитые члены общины. В этот день в Хевра Кадиша принимаются важные решения и делаются новые назначения, а также устраивается настоящий праздник для себя и всей общины.
Почему праздником для Хевра Кадиша стало именно седьмое Адара? Каково происхождение этого обычая?
Этот обычай прославляет народ Израиля и тех, кто посвятил свою жизнь исполнению заповедей.
Для тех, кто занимается обычными профессиями и ремеслами, ясно, когда они веселы и когда – печальны. Они веселы, когда у них много работы, и печальны, когда работы мало. Иначе обстоит дело с Хевра Кадиша. Хотя вся ее деятельность – исполнение заповедей как по отношению к мертвым, так и по отношению к живым, те, кто в ней работают, не могут радоваться, когда исполняют свои обязанности.
Когда же они радуются? Когда у них нет работы.
Но мы знаем только один случай, когда у них действительно не было работы и они не должны были исполнять заповеди, связанные с погребением покойного. Это произошло седьмого Адара, в день смерти Моше, погребением которого занимался сам Всевышний.
Кроме того, день седьмого Адара был выбран для празднования дня Хевра Кадиша еще и потому, что он никогда не приходится на субботу.
О точном исполнении закона
Чтобы убедиться в том, что Всевышний с абсолютной точностью отмеривает и взвешивает судьбы праведников, а также и в том, насколько серьезно проклятие праведника, вспомним еще одно событие из жизни Моше.
Когда Израиль согрешил, сделав «золотого тельца», и Всевышний разгневался на него, Моше, рискуя собой, спас еврейский народ, вымолив ему прощение. Он сказал Всевышнему: «И вот, простишь ли Ты их грех? И если нет – то сотри и меня из Твоей книги, которую Ты написал».
Мидраш учит:
«Проклятие мудреца, даже если оно несет в себе условие, которое не исполняется – исполняется все равно».
Откуда Мидраш делает такой вывод? Из истории этих слов Моше. Ведь несмотря на то, что Всевышний простил евреям грех создания «золотого тельца», имя Моше все-таки было стерто из одной из глав Торы – из главы Беата тецавэ («Ты же вели»). В ней оно, как отметил рабейну Бехайей, не упоминается ни разу.
Но почему Всевышний выбрал именно эту главу для исполнения приговора, который вынес себе Моше? Потому, что почти в каждом году эта глава Торы читается в ту неделю, на которую приходится день седьмого Адара, день смерти Моше Рабейну, да почиет он в мире