Степень опьянения, которую требуется достичь в Пурим, высока: мы должны перестать различать два противоположных понятия: святость и грех, благословение и проклятие. Наши мудрецы намекают на то, что даже если мы до такой невероятной степени утеряем понимание действительности, все равно Всевышний пошлет нам спасение и утешение. Только на Него мы уповаем в любой ситуации — и когда мы трезвы, и когда мы пьяны, и, надеясь на Него, мы не боимся ничего на свете.
Наши мудрецы дали множество дополнительных объяснений этому, на первый взгляд, странному условию.
Прежде всего, следует иметь в виду, что числовые значения — гематрии — обоих этих выражений ארור המן — (“Проклятый Гаман”) и ברוך מרדכי (“Благословенный Мордехай”) одинаковы и равны 502. Таким образом, человек, выпивший столько вина, что он не в состоянии правильно сосчитать эти гематрии, уже выполнил заповедь!
Всевышний осыпает нас благодеяниями и милостями! Довольно было бы, если бы Он спас нас от рук Гамана и не вознес Мордехая выше, чем поднялся Гаман. Но Он сделал так, что Гаман пал, а Мордехай поднялся! Нет никакого сомнения в том, что человек, не способный увидеть различие между этими двумя милостями Всевышнего, мертвецки пьян!
Любой человек в любом состоянии прекрасно видит разницу между выражениями “Проклятый Гаман” и “Благословенный Мордехай”. Однако от нас требуется большее: ясно различать степени добра и зла, находящиеся между ними, понимать, куда клонится тот или иной человек или поступок — к добру или ко злу. Человек, выпивший в Пурим столько вина, что он уже не способен определить, что склоняется к добру, а что — ко злу, выполнил заповедь опьянеть в этот день.
И еще одно объяснение.
Всевышний открывается миру двумя способами: возвышая праведников и низвергая злодеев. Наши мудрецы отмечали, что “и то, и другое прославляет Всевышнего в этом мире, но первое прославление превосходит второе”. Поэтому когда заслуги Израиля это позволяют, праведники возвышаются и в таком случае прославление Всевышнего оказывается радостным и полным; когда же Израиль не удостаивается такой милости, величайшие грешники низвергаются в ад, и это тоже служит прославлению Всевышнего, поскольку весь мир наполняется трепетом перед Ним. Однако такое прославление не является полным и радостным.
Таким образом, радостное прославление Всевышнего, осуществляющееся посредством возвышения праведников, символом которого являются слова “Благословенный Мордехай”, предпочтительнее прославления, при котором низвергаются и наказываются грешники — его символом являются слова “Проклятый Гаман”.
Потому, что гибель Гамана отличается от гибели других злодеев, в которой нет ни йоты радости. Гибель Гамана — это такое же радостное событие, как и возвышение праведников, потому что он — прямой потомок и квинтэссенция Амалека, гибели которого мы радуемся от всего сердца. Всякий раз, когда Амалек хотя бы отчасти стирается с лица земли, мы как бы удостаиваемся прихода Шхины — величайшей радости в мире. Поэтому именно в Пурим нет разницы между крушением Гамана и возвышением Мордехая, между “Проклятым Гаманом” и “Благословенным Мордехаем”.
Для того, чтобы человек не начал, по ошибке, искать это различие, заповедь как бы говорит ему: “Пей вино и не думай о разнице между этими двумя путями спасения