Вашти (Астинь) — жена персидского царя Ахашвероша, правившего в последний период 70-летнего Вавилонского изгнания евреев. Вашти происходила из вавилонского (халдейского) царского рода — она была внучкой Невухаднецара (Навуходоносора) и дочерью Бельшацара (Валтасара). Вашти является одной из ключевых фигур событий Пурима: в Танахе, в Свитке Эстер (Мегилат Эстер), рассказывается о ее казни Ахашверошем. Это событие привело к появлению при дворе Ахашвероша еврейки Эстер (Эсфирь). Вашти устроила подобный пир на женской половине дворца. Мидраш рассказывает нам подробности из жизни Вашти: Внучка Навуходоносора, разрушившего Первый Храм, была настроена резко антиеврейски. У нее были рабыни-еврейки, которых она, специально издеваясь, заставляла без одежды работать в Субботу. (Субботняя одежда — знак уважения к Субботе, заставлять работать без одежды (Мегилат Эстер 1:10)- проявление не просто насилия, но презрения.) И за это она была наказана Царем Мира (именно Он, а не царь Ахашверош, является действующим лицом в данной ситуации) по В стихе 10 говорится: «в день седьмой» — то есть в Субботу — ее позвали на посмешище «в венце царском»: не сказано «в одеянии царском», что естественно включало бы в себя и венец, но именно «в венце», то есть ей было повелено явиться в короне, но без одежды. Но отказалась царица Вашти. Мидраш говорит, что она отказалась показаться обнаженной перед толпой чужих людей не по стыдливости, а потому, что в этот день на нее была послана проказа, и она боялась предстать перед Ахашверошем, в таком виде, так как он мог бы возненавидеть ее. Говорит раби Аси (в трактате Мегила), что у Вашти появилась проказа по всему телу, и потому она стеснялась и отказалась прийти. По другому мнению – пришел ангел Гавриэль и приделал ее хвост. Какой и чей был хвост, и почему именно хвост? На этот счет есть много мнений наших мудрецов. Рашбо и автор книги «Арух» утверждают, что речь не идет о настоящем мохнатом хвосте, а об огромной мозоли. А назвали ее хвостом подобно тому, как говорится в стихе: «он будет головой, а ты – в хвосте». Смысл этого проклятия в том, что тот, кто «голова», будет сильным, а «хвост» – слабым. Подобно этому и мозоль, которая мешает человеку, как хвост. Но Тосфот а-Рош говорит, что это был настоящий хвост, и учит это из стиха (Мегилат Эстер, 2:1): «После этих событий, когда утих гнев царя Ахашвероша, вспомнил он о Вашти, и о том, что она сделала, и о том, что было решено о ней (עָלֶיהָ)». Слово «о ней» (עָלֶיהָ) звучит, как алейа. Но можно прочитать это слово с другими огласовками, как алия, что означает курдюк, хвостовая часть с жиром. Мааршо также стоит на стороне тех, кто считает, что речь идет о настоящем хвосте, и что хвост не такой уж чуждый человеку элемент. В трактате Брахот сказано, что Всевышний создал первого человека с хвостом. А куда он исчез? Потом из него была сделана Хава. В «Мидраш Шмуэль» приводится мнение, что ангел Гавриель был послан с целью вложить в голову Вашти мысли о том, что Ахашверош не уважает ее и относится к ней, как к хвосту, поэтому и послал к ней своих советников. Зачем животным нужен хвост? У животных нет одежды, поэтому Всевышний создал их с хвостами, чтобы могли прикрывать ими свои срамные места. Человек же имеет возможность вместо хвоста использовать одежды. Вашти желала предстать перед гостями без одежды, поэтому ангел Гавриэль приделал ей хвост, чтобы было чем прикрыть срам. По закону, то есть «как следует», «в полную силу». Мемухан («специалист»). В Мидраше говорится, что Мемухан — это Аман, здесь иносказательно названный «специалистом» — то есть «специалистом по несчастьям». Аман сам пытался соблазнить Вашти, но она отвергла его, и поэтому он говорит: «не пред царем одним виновата Вашти». Вашти не пригласила на пир жену Амана, и та стала пренебрегать им, поэтому он «Дойдет у всех жен до пренебрежения своими мужьями». Аман хотел выдать за Ахашвероша свою дочь, и поэтому он говорит: «Царское достоинство ее царь передаст другой, которая лучше нее». Мемухан — выскочка; в тексте он упомянут последним, так как, видимо, был наименее значительным из семерых, а говорить стал первым. Чтоб не приходила, имеется в виду, что Вашти нужно казнить; и это должно было быть предостережением всякой женщине, которая будет пренебрегать словами своего мужа. Указ, который издал царь по совету Амана, — в сущности, очень глупый. Разве можно постановить, «чтобы всякий муж был господином в доме своем»? С одной стороны, это демонстрирует глупость Ахашвероша. Аман же был не так глуп — возможно, он нарочно подговорил Ахашвероша издать глупый указ, чтобы подготовить народ к тому, что указы царя могут быть весьма неожиданными, и чтобы его подданные не сомневались, когда прочтут указ об уничтожении евреев. После этих событий — через три года, на шестой год царствования Вспомнил он о Вашти — вспомнил ее красоту и опечалился. Ахашверош сокрушался и стенал так громко, что об этом прознали царедворцы)» (Мегилат Эстер 2:1,