А где был Б-г, когда евреев постигла Катастрофа?
Вопрос, где Он был, почему-то всегда пробуждается только тогда, когда вдруг нагрянет несчастье. А вот когда вокруг благополучие, человек здоров и мир царит, то совсем не слышно, чтобы кто-то хоть бы поинтересовался: «За что? Как Б-г это допустил?»… Поэтому стыдно спрашивать.
Написано в Торе Б-га ещё много тысяч лет назад. Если её открыть, то там ясно написано в главе Бэхукотай, Ваикра (26:3) об условиях союза между народом Израиля и Б-гом:
«Если по установлениям моим будете вы поступать, и заповеди мои соблюдать и их исполнять, то дам Я вам…»,
и дальше перечисление всех благ которых удостоится еврейский народ. Но вот чуть дальше (26:14) написано обратное условие союза:
«Но если не послушаете меня, и не будете исполнять все заповеди эти, … нарушая союз мой, то поступлю с вами так. Пошлю на вас ужас, чахотку и горячку, томящие глаза и мучающие душу…».
И дальше подробно описываются страшные проклятия, которые постигнут еврейский народ. Этот союз неоднократно упомянут и в книгах пророков.
«…и юношу и девицу, и младенца и седовласого» — Ялкут Шимони: безгрешные, как невинные девушки, «младенцы» — потому что были вскормлены словами Торы, как младенец — материнским молоком; седовласый (иш сейва) — говори не «иш сейва», но «иш ешива» — ибо достойны были все дни проводить в ешиве (за изучением Торы)… и так он говорит: «все богатыри» — «богатыри в сражениях Торы». Мидраш говорит здесь, что даже мудрецы Торы, не знавшие греха, будут убиты вместе со всеми. И это пророчество исполнилось. Младенцы, дети, подростки, безгрешные юноши и девушки были посланы на смерть. Великие раввины, праведники поколения, всю жизнь оберегавшие себя от малейшей тени греха, чистые и великие души — и они были жестоко убиты…
В книге Дварим (31:16-18) Всевышний говорит Моше:
«И сказал Г-сподь Моше: Вот ты ложишься рядом с твоими отцами, и встанет этот народ, и блудно следовать будет за божествами племен земли, внутри которых он живет, и он оставит Меня и нарушит Мой завет, который Я заключил с ним. И воспылает Мой гнев на него в тот день, и Я покину их и сокрою лицо Мое от них, и будет он пищей, и постигнут его злоключения многие и беды, и скажет он в тот день: не потому ли, что нет Б-га в среде моей, постигли меня эти бедствия? Я же сокрою лицо Мое в тот день за все то зло, какое он делал, обратившись к божествам чужим.»
«…блудно следовать будет за божествами племен земли, внутри которых он живет».
В 19-м веке впервые в истории евреи начали массово смешиваться с народами, среди которых жили, так что буквально оказались внутри этих народов. Берлин стал центром Аскалы («Просвещения»), реформизма и массовой ассимиляции евреев. И оттуда же потом вышли распоряжения об «окончательном решении еврейского вопроса»…
«…и он оставит Меня и нарушит Мой завет (брит), который Я заключил с ним»
— впервые в еврейской истории сами евреи заговорили против брит-милы, когда вышла книга Авраама Гайгера, лидера немецких реформистов, где он выдвигал «аргументы» против завета обрезания, заключенного Всевышним с нашим праотцом Авраамом и всем еврейским народом.
Какова же реакция Всевышнего на это?
«И воспылает Мой гнев на него в тот день… и будет он пищей».
Виленский Гаон (более 250 лет назад) объясняет: во все времена преследователи и убийцы еврейского народа изобретали всевозможные наветы, чтобы успокоить свою совесть, оправдывая убийства беззащитных людей. Но в эпоху, описанную здесь, говорит Гаон, будут убивать евреев безо всяких угрызений совести, поскольку убийцы будут верить, что евреи созданы для того, чтобы быть убитыми. Так же, как человек ест апельсин или курицу со спокойной совестью, поскольку уверен, что в этом их предназначение, так будут «поедать» — убивать евреев в ту эпоху.
«…и Я покину их и сокрою лицо Мое от них»
— Великий комментатор Торы Раши 900 лет назад писал: «Кричит от обрушившихся на него бед, и не получает ответа [на свою молитву о том], чтобы не постигли его» (Хагига, 5а). И примерно тогда же писал Ибн Эзра: «…и Я покину их — всех» — и праведников, и грешников, ибо если вынесен приговор — все ответственны друг за друга. Это значит, что наступит такая страшная эпоха, когда переполнится чаша грехов народа Израиля, и даже праведники будут гибнуть за грехи поколения. И известно, что один из величайших раввинов, поняв, что вынесен приговор евреям Европы, стал день и ночь молиться за спасение евреев Америки и Земли Израиля. «Злоключения многие и беды» — в Талмуде (Хагига, 5а) говорится: «Что такое “злоключения многие и беды”? Сказал Рав: это беда против беды, как шершень и скорпион». Рав пояснил, что в эту эпоху беды будут такими страшными, что избавление от одной из них будет усиливать разрушительное действие другой, и наоборот. И Гмара приводит в пример человека, ужаленного шершнем и скорпионом сразу. Лечение того времени против укуса скорпиона приводило к смерти от укуса шершня, и то же самое наоборот! Мы знаем, что беды, сыпавшиеся на евреев во время Катастрофы, были именно такими, и тому есть великое множество свидетельств. Матери были вынуждены собственными руками убивать своих младенцев, чтобы их плач не выдал, где прячутся другие. Многие родители были поставлены перед выбором: кто из их детей будет отправлен на смерть, а кто останется жить… От таких бед нет никакого исцеления…
«В тот день» — поясняет рабби Йоханан бен Узиэль, один из таннаев, живший 2200 лет назад: «Пока не сгниют» — т. е. страдания евреев будут настолько сильными, что даже их плоть сгниет!
«Я же сокрою лицо Мое в тот день»
— сказано в Иерусалимском Талмуде (Санедрин, 10): «Нет более тяжелого часа, чем тот, о котором сказал Святой, благословен Он, нашему учителю Моше: “Я же сокрою лицо Мое в тот день”.» Далее, в главе Аазину (Дварим, 32:20-30) сказано:
«И сказал Он: сокрою лицо Мое от них, увижу, что будет с ними в конце. Ибо поколение перемен они, сыны, в которых нет верности. Они во Мне возбуждали ярость небогом, гневили Меня [делами] суетными своими; и Я разъярю их ненародом, племенем подлым гневить их буду. Ибо огоньвозгорелся от гнева Моего, и пылать будет до глубин преисподней, пожирать землю с ее урожаем, и опалит основания гор. Прибавлю им бед, стрелы Мои истрачу на них. Изнуренные голодом, одолеваемые жаром и истреблением горьким [будут они], и зуб скота нашлю Я на них с яростью ползающих во прахе. Извне губить будет меч, а изнутри ужас — и юношу и девицу, и младенца и седовласого. Я сказал: сделаю их недожином, сотру в человечестве память о них… Будь они умны, постигли бы это, уразумели бы их конец. Как мог преследовать один тысячу, а два в бегство обратить десять тысяч, если бы их Оплот не отдал их и Г-сподь не выдал бы их»
«Сказал негодяй в сердце своем: нет Б-га!» (Теилим, 14:1)
«…гневили Меня [делами] суетными своими»
— объясняет Нецив из Воложина: «Делали, чтобы разгневать Его»,
т. е. грехи поколения достигнут такой степени, что будут совершаться исключительно с целью бунта перед Всевышним и нарушения заповедей Торы! Так, члены печально знаменитой Евсекции, сделавшие своей целью беспощадную борьбу с брит-милой, субботой и т. д., даже в Йом Кипур специально выставляли на улицах возле синагог столы с аппетитно пахнущими трефными блюдами, все с единственной целью — показать свое пренебрежение законами Торы!
«Ибо огонь возгорелся от гнева Моего» — огонь печей и крематориев, где сжигались наши братья — убитые и еще живые, огонь сожженного дотла Варшавского гетто и т. д. можно считать одним из наиболее ярких символов Катастрофы европейского еврейства.
«Изнуренные голодом»
— объясняет Ибн Эзра около 900 лет назад: «Как “сожженные голодом”: приговоренные голодом к [сожжению в] печи»! Нет более точного описания: заключенные в гетто и концлагеря люди, если не умирали раньше от голода и болезней, за недели и месяцы превращались в ходячие скелеты, чья кожа буквально прилипала к костям, а голова и живот опухали от голода. И тогда, после «селекции», их массово отправляли в газовые камеры и печи.
Ялкут Шимони приводит мидраш примерно 1500-летней давности: «Изнуренные голодом… — станут они странными от голода, и будут отправлены на мусорные кучи из-за убийств, голода и болезней»
«Обрушу на них все [возможные] беды, не останется ни одной, которая бы их миновала».
Другими словами, обращается Б-г к евреям: вы будете моим народом, народом великим и избранным, народом, который должен принести в мир Божественное присутствие и моральное исправление. Это великая миссия! Но знайте, что это может породить зависть и ненависть других народов. Не бойтесь, Я буду оберегать вас, и они не смогут причинить вам вреда.
Но знайте же, что всё это, при условии, что вы будете хранить союз со Мной.
А если захотите нарушить его, сбросить с себя свою роль и стать как все народы, захотите отвернуться от Меня, то и Я отвернусь от вас, и вы будете отданы воле тех самых народов, на которые так захотите стать похожими! Все прекрасно знают, как евреи Германии, а за ними и всей Европы, «хранили верность» Торе, разорвав союз с Б-гом.
Как раввины предупреждали о надвигающейся катастрофе, но евреи уже не хотели слушать. Они хотели быть как все, хотели стать наконец-то «нормальным» народом, как… немцы. И, как было обещано, были отданы в руки этого «нормального» народа…
Говорит Хатам Софер на вопрос Моше
«покажи нам пути твои»:
объясняет Гемара, что
«Всевышний отвечает, что только сзади сможете увидеть меня, но не лицо моё».
Говорит Хатам Софер, что человеческий взгляд и понимание очень ограничено. Только сзади сможете увидеть меня, только через годы, оглянувшись назад, можно будет понять, но лица моего не увидите — во время происшествия событий не сможете понять. Мы всё ещё очень близки к этой теме. Всё то время, пока люди с выжженными номерами находятся среди нас, эти вопросы продолжают быть колющими. У верующего человека есть ответ: «нет подобного Б-гу и порой невозможно Его понять».
евреи грешили и Всевышний их наказал. Только надо учитывать слова пророка Йешаяу: