Бокал разбивается на свадьбе в память о разрушении Иерусалимского Храма.
Эта традиция основана на словах царя Давида: «Если я забуду тебя, Иерусалим, пусть забудет меня моя правая рука, Пусть прилипнет язык мой к гортани, если не буду помнить тебя, Если не вознесу Иерусалим на вершину радости моей!» (Псалмы, 137:5-6).
Как можно вознести Иерусалим над своей радостью?
Вспоминая об Иерусалиме в самый радостный момент жизни, в день свадьбы!
Но разве память о разрушении Храма, трагической судьбе изгнанного из своей страны народа, не омрачает радости свадьбы? Нет, это великий урок молодоженам: ваш истинный дом — не стены и мебель, а любовь друг к другу!
Разбивая бокал, мы напоминаем, что, несмотря на разрушенный врагами Храм, им все равно не удалось разрушить нашу любовь друг к другу. И все то время, что еврейская семья, называемая маленьким Храмом, продолжает оставаться крепкой и любящей, еврейский народ продолжает существовать.
Потому тот, кто строит семью, будто отстраивает Храм, а каждый, кто веселит жениха и невесту, — отстраивает стену разрушенного Иерусалима!
Царь Соломон писал, что Храм действительно не был построен только из камня и дерева: «Столбы его из серебра, обивка из золота, сиденье из пурпура, а внутри он застлан любовью» (Песнь песней, 3:10). Сутью любого строения, любого предмета, является не физическая оболочка, а те духовные силы, которые были заложены при его создании.
Согласно традиционному обычаю, жених разбивает стеклянный бокал, с силой наступив на него правой ногой. Бокал тщательно оборачивают в алюминиевую фольгу, чтобы избежать возможных травм. Перед этим жених произносит следующий стих:
אִם אֶשְׁכָּחֵךְ יְרוּשָׁלָיִם תִּשְׁכַּח יְמִינִי, תִּדְבַּק לְשׁוֹנִי לְחִכִּי אִם לֹא אֶזְכְּרֵכִי, אִם לֹא אַעֲלֶה אֶת יְרוּשָׁלִַיִם עַל רֹאשׁ שִׂמְחָתִי (תהלים קל”ז
Если забуду тебя, Иерусалим, пусть забудет меня моя правая рука! Пусть прилипнет к нёбу мой язык, если не буду помнить о тебе, если не станешь (ты), Иерусалим, главным источником веселья моего! (Теилим 137, 6)
Им эшкахех Йерушалаим, тишках йемини, тидбак лешони ле-хеки им ло эзкерехи, им ло аале эт Йерушалаим аль рош симхати.
Момент разбивания стакана как бы останавливает на мгновение всеобщую радость, напоминая всем присутствующим о том, что хотя в этот момент счастливо строится новый еврейский дом, в мире ещё остаются зло и разрушения, и наша радость несовершенна. Ещё в древние времена мудрецов Израиля разбивание бокала символизировало горе и смерть, хрупкость жизни и наш траур по разрушенному Иерусалиму и его Храму. Согласно еврейской традиции, это сочетание радости праздника и исторической памяти придаёт этому миру устойчивость и баланс.
Ещё одно мнение:
Мы разбиваем стакан под хупой потому, что весь наш путь начался с разбиения: мы обнаружили разбиение души и живем, чтобы ее исправить. Поэтому мы разбиваем стакан, и с этого момента начинаем исправление. Мы обнаруживаем, что переживаем внутренний кризис, что все наши желания эгоистичны, и мы должны их исправить. Поэтому после того как стакан разбит, мужская сторона и женская соединяются вместе, как сказано, что «муж и жена – Шхина между ними», и начинают исправлять это разбиение. Мы всегда начинаем путь с осознания зла и раскрытия кризиса, после чего наступает исправление.
Стакан обязательно должен быть стеклянным, т.к. разбитое стекло можно расплавить и вновь сделать из него стакан. Так и еврейский народ: хотя сейчас мы находимся в изгнании и Храм разрушен, мы молимся и ждём, что вскоре Вс-вышний снова соберет нас в земле Израиля и будет построен Третий Храм.
Рабанит НЕЛЛИ ЯДАЕВ