בס»ד
Хупа — это четыре высоких столбика, покрытых сверху куском материи — балдахином. Традиционное сооружение, в котором и совершается обряд бракосочетания жениха и невесты. Существует мнение, что хупа символизирует дом, в котором муж и жена будут жить вместе. И неспроста ткань, наброшенная на четыре подставки, не покрывает полностью это сооружение. В этом можно усмотреть аллегорию с жизнью супругов, которая будет открыта всем ветрам и ненастьям и надо быть готовым ко всем превратностям судьбы. Другая версия гласит, что хупа знаменует собой комнату в доме жениха, куда будет после приведена невеста, чтобы соединиться с молодым мужем. А открытые стены символизируют гостеприимность жениха и невесты.
Хупа напоминает дом Авраама-авину, где были входы для путников со всех четырех сторон. Такая хупа символизирует желание молодой семьи также построить свой дом на основе милосердия и заботы о других людях (Эзер ми-Кодэш, Эвен а-Эзер 55).
У первого человека Адама, в Раю, было 10 хупот. Видно, что речь идёт не о свадьбах, а о том, на что намекает русское слово «венчание», происходящее от слова «венец», корона . Хупа является символом славы и величия того, кто стоит под ней.
«в будущем сделает Всевышний 7 хупот каждому праведнику»
(В. Талмуд, трактат Бава Батра 75а).
Сама «хупа» напоминает о даровании Торы, когда евреи «встали у подножья горы». Существует старинный обычай ставить «хупу» под открытым небом, напоминая тем самым, что Всевышний обещал Аврааму: «Взгляни на небо и сосчитай звёзды — сумеешь ли ты их сосчитать?.. Столь же многочисленным будет потомство твоё!» То же самое заверение — что народ Израиля будет многочисленным, словно звёзды на небе, — было повторено Ицхаку и Яакову.
Итак, под «хупой» стоит жених, а справа от него — невеста. Очень распространён обычай, ( у ашкеназим)согласно которому невеста вместе с «шошвиним» семь раз обходит вокруг жениха, прежде чем встать возле него. Отцы стоят рядом с женихом, матери — рядом с невестой.
Хупа-жених первым входит под хупу; это означает, что он владеет домом от имени пары. Когда под хупу после этого заходит невеста, это означает, что жених как бы даёт ей кров!
После того как раввин, который проводит хупу, произносит благословение на вино и благословение перед выполнением заповеди Кидушин, а жених с невестой отпивают из бокала вино, переходят к самому выполнению заповеди Кидушин.
По ашкеназской традиции, невеста обходит хупу семь раз. Так как мир был сотворён за семь дней, этим движением она образно возводит стены нового дома (мира) для супружеской пары. Ведь число «семь» символизирует целостность и полноту, которую никто из них не сможет достичь в одиночку. Затем невеста садится одесную (по правую руку) жениха.
У сефардов жених произносит благословение Ше-hияну на новый талит, подразумевая, что это благословение продолжится в браке. Талит поддерживается четырьмя молодыми людьми над головой жениха и невесты.
Да будет воля Всесильного, Владыки Мира со- единить две души и два сердца любовью и добром! И станут они единым телом и единой душой! И дарует Он им жизнь долгую и мирную в мире, освещенном заповедями! И даст им здоровье, силу и почет!И сбудется их счастливая доля на их потомстве во славу Творца, благословен Он! («Мишна и Талмуд Бавли «Кидушин», «Нида» 31, «Шабат» 156, Рамбам «Законы брака» 10.)
Рабанит НЕЛЛИ ЯДАЕВ