БЫТЬ САНДАКОМ СГУЛА НА БОГАТСТВО Считается, что миссия САНДАКА может способствовать тому, что человек Быть САНДАКОМ почетней, чем быть моэлем САНДАК обладает искупительным смыслом. САНДА́К (סַנְדָּק),~это лицо, которому оказана честь держать на коленях младенца во время обряда обрезания. Происхождение термина точно не установлено, возможно, от греческого си́ндикос — `защитник`, `заступник`, или синтекно́с — `родивший одновременно`. В практическом смысле сандак помогает моhелу, крепко держа ребенка во время обряда. Это аббревиатура слов синегор де-аса даян категор (защитник, ставший судьей обвинителя) – поскольку сандак выступает в роли защитника младенца и всего народа Израиля. Мидраше (к Танаху, гл. 723) приводится высказывание царя Давида: Слово сандак встречается в поздних Мидрашах (10-13 вв. н.э.). Например — Ялкут Шимони. Впрочем, возможно, этим словом пользовались и раньше. Колени сандака становятся подобны жертвеннику, на котором приносят жертвы Г-споду. Им может быть только праведный человек. Лучше всего, если отец ребенка назначает сандаком своего отца или тестя, т.е. дедушку мальчика. Если нет дедушки, выбирают большого ученого или самого уважаемого в общине человека. Считается, что миссия сандака может способствовать тому, что человек приобретет богатство, поэтому не дают одному человеку быть сандаком двух сыновей одного отца. Быть сандаком почетней, чем быть моэлем. По обычаю в помещение, где проводится обрезание,кто из гостей должен ребенка вносит и передать в руки отца ребенка. Часто для этого приглашается какая-нибудь бездетная пара, чтобы в заслугу они тоже удостоились ребенка. Во время обряда отец оказывает честь одному из присутствующих положить ребенка на колени сандаку. Во многих общинах это делает сам отец. Тем самым он как бы назначает моэля своим посланцем, поскольку заповедь обрезать новорожденного лежит именно на отце. Когда вносят ребенка, все присутствующие встают и произносят: «Добро пожаловать!» – ибо в Торе упоминается, что при заключении союза со Вс-вышним весь народ стоял. Вместе все участники церемонии приветствуют ребенка словами: «Барух ха-ба!» – «Благословен входящий!».(6) Моэль провозглашает: «Счастлив избранный Тобой; его Ты приблизил, чтобы он обитал во дворах Твоих!» И вся община отвечает ему: «И мы насытимся блаженством в Храме Твоем, святом Дворце Твоем!» Затем моэль читает несколько стихов, описывающих силу молитвы Элияу и его награду за нее. А еще когда ребенка вносят в синагогу, присутствующие говорят: С начала и до окончания обряда обрезания все присутствующие из уважения к великой заповеди должны стоять, потому что в эти секунды еще одна душа присоединяется к Израилю, заключая союз со Всевышним, и Сам Всевышний как бы пребывает здесь. Нужно постараться, чтобы во время обряда обрезания присутствовали десять взрослых мужчин — полная община. Сказано: «Б-г присутствует в Божьей общине», то есть ребенок, присоединяясь к общине Израиля, одновременно соединяется с Б-гом, Который всегда находится в полной общине. Прийти на обрезание — великое дело: ведь благодаря этому можно удостоиться очень многого; обряд исполнения заповеди — самое подходящее время для молитвы при любой беде. Отец берет ребенка на руки и громко читает отрывки, приведенные ниже. Собравшиеся повторяют слова каждого из стихов вслед за отцом: МОЛИТВА В ЧЕСТЬ КРЕСЛО ПРОРОКА ЭЛИЯУ!! Могель просит разрешения у отца ребенка исполнить эту заповедь Торы – потому что на самом деле обрезание должен был бы совершить сам отец, могель лишь заменяет его. Итак, младенца берет на свои колени сандак, и могель произносит благословение: когда могель совершает обрезание, отец новорожденного произносит благословение: Так же, как он пришел к союзу, пусть придет он к Торе, к «хупе» и к добрым делам!» Отрезанную крайнюю плоть могель бросает на заготовленные для этого песок или землю в знак осуществления доброго обещания Торы: «Да будет потомство твое многочисленным словно пылинки земные и словно песок на берегу моря». И снова оказывают честь наиболее дорогим и уважаемым из приглашенных. Один из них держит ребенка на руках, а другой (или сам могель) берет бокал с вином и произносит два благословения: «Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Царь вселенной, создающий плод лозы». БАРУХ АТА АДО-НАЙ ЭЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ, АШЕР КИДАШ ЙЕДИД МИБЕТЕН ВЕХОК БИШЕЭРО САМ, ВЕЦЕЭЦААВ ХАТАМ БЕОТ БРИТ КОДЕШ. АЛЬ НЕН БИСХАР ЗОТ, Э-ЛЬ ХАЙ ХЕЛЬКЕЙНУ ЦУРГЙНУ, ЦАВЭ ЛЕАЦИЛЬ ЙЕДИДУТ ШЕЭРЕЙНУ МИШАХАТ, ЛЕМААН БРИТО АШЕР САМ БИВСАРЕЙНУ. БАРУХ АТА АДО-НАЙ КОРЕТ АБРИТ «Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Царь вселенной, Который освятил любимца при рождении, закон запечатлев на его плоти, а его потомков отметив знаком святого союза. И потому, в награду за это, Б-г живой, наша Доля, наша Твердыня, повелел спасать наши души, что в наших телах, от уничтожения, ради союза с Ним, который запечатлен Им на нашем теле. Благословен Ты, Г-сподь, заключающий союз». ЭЛО-ЭЙНУ ВЕЛО-ЭЙ АВОТЕЙНУ КАЕМ ЭТ АЕЛЕДАЗЭ ЛЕАВИВ УЛЕИМО, ВЕЙИКАРЭ ШМО БЕИСРАЭЛЬ (…) БЕН (…). ЙИСМАХ ААВ БЕЙОЦЭ ХАЛАЦАВ ВЕТАГЕЛЬ ИМО БИФРИ БИТНА, КАКАТУВ ЙИСМАХ АВИХА ВЕИМЕХА ВЕТАГЕЛЬ ЙОЛАДЕТЕХА. ВЕНЕЭМАР ВАЭЭВОР АЛАЙИХ ВАЭРЕХ МИТБОСЕСЕТ БЕДАМАЙИХ ВАОМАР ЛАХ БЕДАМАЙИХ ХАЙИ. ВАОМАР ЛАХ БЕДАМАЙИХ ХАЙИ. ВЕНЭЭМАР ЗАХАР ЛЕОЛАМ БРИТО, ДАВАР ЦИВА ЛЕЭЛЕФ ДОР АШЕР КАРАТ ЭТ АВРААМ УШВУАТО ЛЕЙИСХАК ВАЯАМИДЕА ЛЕЯАКОВ ЛЕХОК, ЛЕЙИСРАЭЛЬ БРИТ ОЛАМ. ВЕНЭЭМАР ВАЯМОЛЬ АВРААМ ЭТ ЙИЦХАК БНО БЕН ШМОНАТ ЯМИМ, КААШЕР ЦИВА ОТО ЭЛО-ИМ. ОДУ ЛААДО-НАЙ КИ ТОВ, КИ ЛЕОЛАМ ХАДСО. ОДУ ЛААДО-НАЙ КИ ТОВ, КИ ЛЕОЛАМ ХАДСО.(…) БЕН (…) ЗЭ АКАТАН ГАДОЛЬ ЙИЕ. КЕШЕМ ШЕНИХНАС ЛАБРИТ, КЕН ЙИКАНЕС ЛЕТОРА УЛЕХУПА УЛЕМААСИМ ТОВИМ «Б-г наш и наших отцов! Сохрани этого ребенка для его отца и матери. И будет наречено ему имя в Израиле — … (имя ребенка), сын … (имя отца). Пусть будет рад отец своему потомству и мать плоду своего чрева; как написано: «Пусть радуются твои отец и мать, веселится родившая тебя». И еще сказано: «Проходил Я мимо тебя и увидел, как ты лежишь в своей крови, и сказал тебе: «Ценой своей крови живи», и еще раз: «Ценой своей крови живи». Также сказано: «Навек запомнил Свой союз, то, что заповедано на тысячу поколений, (союз), который заключил с Авраамом, и клятву, данную Ицхаку, и постановил законом для Яакова, Израилю союзом вечным». Еще сказано: «И обрезал Авраам своего сына Ицхака на восьмой день, как повелел ему Б-г». Славьте Г-спода, ибо Он щедр, ибо Его милосердие вечно! Славьте Г-спода, ибо Он щедр, ибо Его милосердие вечно!… (имя ребенка), сын … (имя отца), — этот младенец вырастет большим и, так же как приобщился он к союзу — пусть придет он к Торе, и к хупе, и к добрым делам! Принято отпивать вино и каплю влить в рот младенцу. Потом продолжают: МОЛИТВА ДЛЯ НОВОРОЖДЕНОГО! «Б-г наш и Б-г наших отцов! Сохрани этого ребенка для отца его и матери, и да наречется имя его в Израиле такой-то, сын такого-то [отец говорит, каким именем он называет младенца]. Да возрадуется отец сыну своему и мать – плоду своего чрева, как написано: «Да возрадуются отец твой и мать твоя, пусть ликует родившая тебя!» И сказано: «И прошел Я мимо тебя, и увидел тебя – что лежишь ты в крови твоей. И сказал Я тебе: В крови своей будешь ты жить! В крови своей будешь ты жить!» И сказано: «Вечно помнит Он союз Свой – слово, заповеданное на тысячу поколений, – союз, заключенный с Аврагамом, и клятву, данную Ицхаку. И установил Он это в закон, Израилю – в вечный союз». И сказано: «И обрезал Аврагам Ицхака, сына своего на восьмой день – как Г-сподь повелел ему». Благодарите Г-спода, ибо Он добр – ибо навеки милость Его! Благодарите Г-спода, ибо Он добр – ибо навеки милость Его! Такой-то, сын такого-то [называют имя младенца] На фото моя семья и наш много уважаемый Рав ( САНДАК младшего сына)