Нынешний предпасхальный шаббат называется «Шаббат а-гадоль» — Большая, или Великая суббота.
В субботу перед исходом из Египта каждая еврейская семья получила указание привести домой овцу для принесения в жертву («карбан-песах»). Египтяне обожествляли овец, но евреи не боялись их гнева — они целиком полагались на Б-га и его посланника Моше-рабейну. В тот шаббат они впервые проявили твердую веру, преодолев рабский страх, и за это были вознаграждены Б-жественной защитой.
В специальной афторе, фрагменте из Книги пророков, который мы читаем в этот шаббат, провидец Малахи призывает еврейский народ хранить верность Б-гу и духовному наследию Моше. Этот отрывок содержит известное обращение Б-га к тем людям, которые не дают пожертвования, боясь обеднеть:
«Принесите всю десятину в дом сокровищ… и испытайте Меня этим
«Субботу, непосредственно предшествующую Песаху, принято называть Великой субботой.
Отличие этой субботы от остальных суббот года заключается в том, что в год, когда евреи вышли из Египта, она выпала на исторический день десятого Нисана.
В этот день, десятого Нисана, в субботу, предшествовавшую освобождению, евреи выбрали себе ягненка для пасхального жертвоприношения.
Они сказали себе:
“Вот, сейчас мы принесем в жертву идола, которому поклоняются египтяне, и те не решатся напасть на нас”.
Всевышний сказал им:
“Вы увидите сейчас чудо, которое Я совершу для вас. Выберите каждый себе ягненка и держите его при себе до четырнадцатого Нисана”.
Когда египтяне увидели, что делают евреи, они попытались отомстить за своего идола, однако их немедленно поразили ужасные болезни, они корчились в страшных муках и не могли причинить вреда евреям.
Поскольку в этот день Всевышний совершил чудеса для Израиля, суббота перед Песахом была названа Великой субботой. Так учил раби Авраам, да будет райский сад его уделом».
Во многих сефардских общинах евреи обращаются в этот день друг к другу с особым приветствием:
Шабот га-гадоль ме-вурах — «Благословенна Великая суббота!»
Наши мудрецы объясняют, что Всевышний совершил чудо и спас евреев от опасности, возникшей оттого, что они в течение всех лет жизни в Египте соблюдали субботу.
Египтяне знали об этом и привыкли к тому, что в субботу евреи не имеют дела с животными. Поэтому они очень удивились, увидев, что евреи, повинуясь воле Всевышнего, выбирают ягнят и привязывают их к ножкам кроватей в субботу. Чтобы узнать, что случилось, египтяне начали заходить в еврейские дома и расспрашивать хозяев. Таким образом возникла опасность для всего еврейского народа и потребовалось чудо, чтобы спасти его. Причиной всему была суббота, поэтому мы и теперь связываем это чудо с субботой, а не с днем десятого Нисана.
Мудрецы позднего времени дали еще одно объяснение этого названия:
«Тора указывает две причины для соблюдения субботы. Так, в первом изложении Десяти заповедей сказано:
“Помни день субботний, чтобы освящать его… Ибо в шесть дней создал Г-сподь небо и землю” (Шмот, 20,8).
А во втором изложении сказано: “Соблюдай день субботний, чтобы освятить его… И помни, что рабом был ты в земле Египетской…” (Дварим, 5,12).
Поэтому до освобождения из египетского рабства у евреев была только одна причина для соблюдения субботы — Сотворение мира Всевышним за шесть дней. А в последнюю субботу, проведенную ими в Египте, добавилась и вторая причина — память о рабстве и избавлении.
Поскольку в эту субботу сама заповедь соблюдения субботы приобрела еще одно значение, и оттого важность этой заповеди как бы возросла, она и была названа Великой».
И еще одно сходное замечание: после того, как еврейский народ был избавлен от рабства, суббота как бы обрела себе в нем достойную пару.
Наши мудрецы рассказывают такую притчу:
«Суббота обратилась к Всевышнему с жалобой:
“У всех Твоих созданий есть пара, только у меня ее нет. И Всевышний ответил: Твоей парой будет община Израиля”. После освобождения суббота свою пару и стала Великой».
В субботу перед исходом из Египта каждая еврейская семья получила указание привести домой овцу для принесения в жертву («карбан-песах»). Египтяне обожествляли овец, но евреи не боялись их гнева — они целиком полагались на Б-га и его посланника Моше-рабейну. В тот шаббат они впервые проявили твердую веру, преодолев рабский страх, и за это были вознаграждены Б-жественной защитой
.
Но разве евреи не могли выйти из рабства без того, чтобы взять себе «ягненка на семью»?
Из Святой Земли в Египет спустились семьдесят «душ» — 70 членов семьи Яакова, которых Тора называет словом «душа», для того чтобы подчеркнуть их единство. Однако рабство разрушило это единство, и в духовном смысле они опустились в нечистоту. Для того чтобы выйти из рабства, нужно было вырваться из этой нечистоты и удостоиться святости. Вс-вышний заповедал каждой семье взять ягненка и съесть его в кругу семьи в день Исхода, для того чтобы укрепить единство и святость еврейской семьи, что привело и к единству всего народа