Почему же в Хануку мы крутим волчок за палочку наверху, а в праздник Пурим вращают «рашан» – пуримскую колотушку, держа за ручку снизу? В Пурим нас хотели уничтожить физически, всех в один день, и тогда царица Эстер и её дядя Мордехай объявили трёхдневный пост, во время которого даже дети, не достигшие совершеннолетия, плакали, постились и молились. Поэтому спасение пришло как бы «снизу», в результате раскаяния еврейского народа. В Хануку нас хотели уничтожить духовно. А за духовные ценности надо сражаться с оружием в руках. Чудо со свечами храмового светильника пришло сверху, для того чтобы помочь нам победить в последней и основной битве с греками. Отличия между праздниками видны даже в детских играх. В Хануку играют в волчок (савивон, дрейдл). Его закручивают, взявшись за черенок сверху, — потому что в Хануку Всевышним была спасена еврейская душа, т.е. борьба велась на духовном уровне. В Пурим, во время чтения Мегилы в синагоге, при упоминании имени Амана, дети трещат в трещотки. Трещотку крутят, держась за ручку снизу, — потому что в Пурим евреи были спасены Всевышним от уничтожения здесь, внизу, на земле… Поскольку в Хануку и в Пурим спасение пришло к Израилю по-разному, мы различным образом празднуем эти дни. В отличие от Пурима, в Хануку не устраивается праздничное застолье с вином. Ведь война велась не ради спасения жизни Израиля, а за святость Торы, хотя, разумеется, победа принесла освобождение и самим евреям. Поэтому главная радость Хануки — это духовная радость созерцания ханукальных огней. В этот день мы радуемся не собственному спасению, а возвращению милосердия Вс-вышнего и Его Шхины. В Пурим же спасение пришло после раскаяния, поста и молитвы, причем мы молили Вс-вышнего только о спасении нашей жизни. Поэтому в Пурим мы устраиваем пиры и пьем вино, радуем наше тело и тем самым выражаем благодарность Вс-вышнему, услышавшему в страшный час наши молитвы. Ибо, защитив нас от врагов, Он еще раз показал, что наше физическое существование Ему угодно. Именно поэтому мы не включаем в молитвы, произносимые в Пурим, Галлель, который целиком читаем в Хануку — ведь это, прежде всего, выражение благодарности Вс-вышнему за те духовные ценности, которыми Он нас наделил. Однако мы читаем и в Хануку, и в Пурим специальную благодарственную молитву «За чудеса», в которой говориться об обоих видах спасения — духовном и физическом — которых мы удостоились в эти дни. Евреи защищали не просто свои жизни, а свое еврейство, Тору, свою любовь к заповедям, полученным пророком Моше на Синае. Одно чудо произошло на еврейской земле, другое — в изгнании, когда у нас уже не было Храма. Но оба праздника дороги нам, и не было эпохи в нашей длинной еврейской истории, чтобы мы, евреи, не отмечали их. Хотя после чуда Пурима мы получили возможность пожить спокойно, мы все равно оставались под персидским владычеством (Мегила 14а). Но после чуда Хануки было восстановлено еврейское царство, которое продержалось более двухсот лет до разрушения Второго Храма. Псикта Рабати (глава 2) объясняет, что поэтому мы не читаем Алель в Пурим, но читаем в Хануку, каждый день. Ибо там поется: «Хвалите (Всевышнего), слуги Б-га» (Теhилим 113:1). В Пурим это петь неуместно, поскольку мы по-прежнему оставались слугами Ахашвероша, тогда как в Хануку после победы мы оставались исключительно слугами Б-га и больше никому не подчинялись. Таким образом, в Хануку следует помнить обо всем добре, которое сделал Б-г нашим праотцам (Дварим 8:2) И помни весь путь, каким вел тебя Господь, Б-г твой, вот уже сорок лет, по пустыне, чтобы смирить тебя, испытать тебя, знать, что в сердце твоем: будешь ли соблюдать Его заповеди, или нет. 3. И смирял Он тебя, и дал тебе голодать, и питал тебя маном, чего ты не знал и не знали твои отцы, чтобы дать познать тебе, что не хлебом одним живет человек, но всем, что исходит из уст Господних, живет человек.» Мудрецы нам говорят, что Ханука и Пурим – это Нэцах и Од, трэй шокин (две ноги). Именно поэтому ангел повредил Яакову авину на ноге гид а-нашэ, чтобы вызвать «забывчивость» («нашэ» от «шихэха») Святости в эти дни. Поэтому раби Еуда спорит с мудрецами, утверждающими, что ангел повредил обе ноги, и Пурим и Хануку, а раби Еуда считает, что только левую ногу, Од – Пурим. Ведь только при потомке Эйсава Амане «забылись», а «ор гануз», «свет Машиаха» ханукальных свечей невозможно испортить – поэтому в Хануку только пирсум ниса, без тикуна гашми. В Пурим тикуним Эц аДаат (вино), «забываемся» ад дэ-ло яда (мида кэ-кэгэд мида). Но в Хануку освещаем мир «огнем Машиаха», который гануз в Эц Хаим (масло) – 36 свечей как 36 часов, когда светил Ор аГануз в Ган Эдэне (36 цадиким нистарим, 36 масэхтот гмары. На судьбу человека, которому одолжили деньги на покупку товаров. Он удачно накупил товары и перепродал их с большой прибылью. Теперь, когда явится его кредитор и возьмет обратно одолженную сумму, у него останутся деньги, которые он заработал, и их у него никто не отберет. Праздники, заповеданные Торой, дарованы Вс-вышним Израилю — ведь Израиль еще не успел их заслужить. Но Ханука и Пурим даны Израилю в награду за следование заветам Торы и готовность жертвовать собой ради них. Поэтому даже если Вс-вышний возьмет обратно Свои дары — праздники, заповеданные Торой, — остальные праздники, которые Израиль заслужил своей верностью и своими деяниями, останутся у него навсегда. Дни Трепета — светом искупления и прощения. Так чудеса, происшедшие «в те времена» в Хануку и Пурим, озаряют наш путь и поныне — «в это же время». Ле илуй нешама Шалум Бен Туричиман.