Тому, кто правильно исполняет заповедь о «четырех видах растений», она засчитывается как исполнение всей Торы от первой заповеди до последней. Где сказано об этом? В самой же Торе.
Тора начинается с буквы бет, а заканчивается буквой ламед. Книги Пророков начинаются с буквы вав. Все Книги Писаний заканчиваются буквой ламед. Именно из этих букв состоит слово «лулав». И именно ими начинаются и заканчиваются все двадцать четыре священные книги. (Рокеах).
«И возьмите себе в первый день плод дерева красивого (этрога), ветви пальмовые и отростки дерева густолиственного, и верб речных, и веселитесь пред Господом Богом вашим, семь дней и празднуйте этот праздник Господу семь дней в году — устав вечный в роды ваши, в седьмой месяц празднуйте его. В кущах живите семь дней, всякий коренной житель в Израиле должен жить в кущах» (Ваикра/ 23-24, 40-43).
«Все кости мои возгласят»
«Четыре вида растений» символизируют человеческое тело. Когда в праздник человек благословляет их во Имя Вс-вышнего, он как бы передает Ему свое сердце и тело, способность видеть и выражать свои чувства – всего себя.
Человек говорит: «Я всецело принадлежу Тебе, поэтому радость этого праздника – только в Тебе!»
Тогда все следы грехов, пятнающие тело человека, изглаживаются и исчезают. Вс-вышний прощает их человеку, исполняющему эту заповедь с любовью и благоговением. Вот что сказали наши мудрецы в Мидраше: «Все кости мои возгласят Г-споду – кто подобен Тебе?» (Тегиллим, 35). Этот стих говорит о лулаве, ибо стебель лулава похож на человеческий позвоночник, о гадасе – ибо его листья напоминают глаза, об араве – ибо ее листья похожи на уста, об этроге – ибо он подобен сердцу. Царь Давид сказал: нет человеческом теле частей более важных, чем эти. И поэтому: «Все кости мои – все, то, что во мне, все мое существо, – возгласят…» (Вайикра Раба, 30).
Каждое из этих растений символизирует собой как человеческое тело (позвоночник, глаз, рот, сердце), так и четыре качества иудеев. Соединение этих растений в одну связку символизирует единство всех частей еврейского народа.
Но почему именно эти растения?
Почему они должны быть связаны вместе и почему нужно поднимать вверх и опускать вниз. И делать это в четыре стороны света?
Мудрецы нашли, что каждое из этих растений символизирует собой определенный круг сынов нашего народа:
Этрог, обладающий и вкусом, и запахом, — это евреи, знающие Тору и совершающие добрые дела.
Лист финиковой пальмы, дающей плод сладкий, но без запаха, — это евреи, обладающие знанием Торы, но не совершающие добрых дел.
Мирт — растение несъедобное, но приятно пахнущее — это евреи, от которых, как аромат, исходят добрые дела.
Ива, у которой нет ни вкуса, ни запаха, — это евреи, которые не знают Тору и не делают добра.
Обращая их к четырем сторонам света, поднимая вверх и опуская вниз, мы тем самым воцаряем Г-спода над всем миром — над четырьмя сторонами света, небесами и землей. Всевышний находится в каждой точке сотворенного Им мира и властвует над ним: «Его царская власть — надо всем»
И то, что они связаны вместе — это показывает, что не зависимо знаешь ты Тору или нет, совершаешь добрые дела или нет, мы связаны вместе. Мы — один народ перед Лицом Б-га.
Рабанит Нелли Ядаев