Традиция говорит нам, что каждый шалаш посещают во время праздника семь важных гостей — ушпизин (это слово и означает по-арамейски “гости»).
Это — души праотцев нашего народа, которые приходят, чтобы благословить нас. Семеро гостей — это Аврагам, Ицхак, Яаков, Йосеф, Моше, Агарон и Давид.
Каждый из этих отцов еврейского народа познал вкус скитаний.
Аврагам, прародитель нашего народа, оставил, подчиняясь повелению Всевышнего, страну, в которой родился, и родной дом и отправился в страну, которую Бог обещал дать ему, — в Кнаан.
Сын Аврагама, Ицхак, всю свою жизнь провел в странствиях по стране филистимлян.
Его сын, Яаков, был вынужден уйти в Египет. Иосеф, сын Яакова, был продан своими братьями чужестранцам, которые увезли его в Египет, где он стал вторым после фараона человеком в государстве.
Моше, вождь еврейского народа, выведший его из Египта, сорок лет странствовал по Синайской пустыне.
Агарон, брат Моше, прародитель рода священников, тоже провел сорок лет в странствиях по пустыне.
Давида, царя Израиля, выстроившего Иерусалим, преследовал царь Шауль, и он был вынужден бежать в страну филистимлян.
Принято ставить в шалаше стул для того из ушпизин, который приходит в этот день, и класть на него святые книги.
Ушпизин приходят по очереди, каждый в свой день.
Согласно традиции, каждый вечер, перед началом трапезы читают специальную молитву — приглашение гостю принять участие в трапезе в шалаше.
Традиция приема в праздник гостей, ушпизин, выражает важность заповеди приема гостей из плоти и крови и оказания помощи и поддержки беднякам. Приглашая бедняков принять участие в праздничной трапезе, мы исполняем заповедь радоваться самим и радовать других в дни праздника, как сказано в Торе:
“И радуйся в праздник твой, ты… и пришелец, и сирота, и вдова, которые во вратах твоих»
(Дварим, 16:14).
Книга «Зог̃ар» – об «ушпизин» небесных и земных
Когда человек пребывает во временном жилище, под кровом Вс-вышнего, Шехина простирает над ним свои крылья, и Авраг̃ам и другие ушпизин находятся в суке вместе с ним.
Сказал рабби Аба:
«Авраг̃ам, пять праведников и царь Давид находятся в суке вместе с ним. Ведь сказано: «В шалашах живите – семь дней» – «семь дней», а не «семь этих дней». Это значит: вы, носящие имя «семь дней» – живите в шалашах.
«Семью днями названы семь пастырей, Авраг̃ам, Ицхак, Яаков, Моше, Агарон, Йосеф и Давид. Ибо если бы они не освещали мир, он был бы похож на вечную ночь».
Поэтому человек должен радоваться все дни Сукот: ведь ушпизин пребывают вместе с ними в суке.
Сказал рабби Аба:
«Написано «В шалашах живите семь дней», а также: «Все коренные жители Израиля – пусть живут в шалашах». Первое из этих указаний относится к ушпизин, а второе – ко всему Израилю».
Когда рав Гамнуна входил в суку, он останавливался у входа, не решаясь сесть в присутствии ушпизин, и говорил им: «Милости прошу».
Потом он накрывал стол и приглашал к нему гостей: «В шалашах живите – семь дней» – присаживайтесь, небесные гости, прошу!
Затем он радостно восклицал:
«Счастливы мы, блажен удел Израиля, о котором сказано: «Ибо наследие Г-спода – народ Его; Яаков – наследственный удел Его». (Деварим, 32)
Лишь после этого садился рав Гамнуна за стол