Сущность ангелов – огонь. Их огненное дыхание пожирает людей, и ни один человек не может выдержать звука их голоса (Шир а-Ширим Рабба 5, 10; Псикта 5, 57а; Вавилонский Талмуд, Хагига 14 б; Шабат 88 б; Йалкут Итро 16). «Ангел Г-сподень» в Шофтим 2, 1 был Финеас, лик которого, когда на нём пребывал дух Б-га (руах а-Шем), пылал, подобно факелу (Ва-Икра Рабба 1, 1). Интересен следующий «мидрашистский» диалог между рабби Йеошуа бен-Хананьей и императором Адрианом. Адриан: «Вы говорите, что один и тот же ангел не славит Б-га более одного раза, но что Б-г ежедневно слышит новых ангелов, восхваляющих Его (выводится из текста Эйхи 3, 23) и затем уходящих. – Рабби Йеошуа: «В огненную реку, из которой они произошли (Даниэль 7, 10)». – Адриан: «Что это за река?». – Рабби Йеошуа: «Она подобна Йардену (Иордану), который не перестаёт течь ни днём, ни ночью». – Адриан: «А откуда течёт эта огненная река?». – Рабби Йеошуа: «Она исходит от тех живых созданий, которые влекут за собой колесницу Г-сподню» (Бэрейшит Рабба 78, 2 и параллельные места). По другой версии, ангелы состоят наполовину из огня, наполовину из воды, но Б-г примирил в них враждующие между собой элементы (Йерушалми, Рош а-Шана 2, 58а). Они наслаждаются и черпают своё бытие в лучах Б-жественного величия, т.к. «в лучах лица Царя – сама жизнь» (Мишлей 16, 15; Псикта 6, 57а). Весьма характерен следующий отрывок из Талмуда: «В трёх отношениях демоны похожи на ангелов, и в трёх отношениях – на людей. Подобно ангелам, они имеют крылья, перелетают с одного конца земли на другой и обладают предведением; подобно же людям они едят и пьют, размножаются и умирают. В трёх отношениях люди похожи на ангелов, и в трёх – на животных. Подобно первым, они обладают сознанием, держатся вертикально и говорят на еврейском языке, а подобно животным они едят, пьют, размножаются и выделяют испорченную материю (Вавилонский Талмуд, Хагига 16а и параллельные места). Чтобы Моше рабейну походил на ангелов, вся принимавшаяся им пища и питьё ассимилировались в его внутренностях (Вавилонский Талмуд, Йома 4 б). Ангелы, явившиеся Аврааму, только требовали себе пищу, но не вкушали её. В общем, ангелы представляются добрыми и не подверженными дурным влечениям (Бэрейшит Рабба 48, 11). Поэтому десять заповедей к ним не относятся (Вавилонский Талмуд, Шабат 88 б). Они называются «святыми», в то время как люди нуждаются в двойном освящении, чтобы заслужить себе этот эпитет (Ва-Икра Рабба 24, 8). Благодаря своим качествам, ангелы не питают чувства ненависти или зависти; между ними не существует разногласий, они не проявляют злой воли (Сифрей Бэмидбар 42). Тем не менее, они нуждаются во взаимных одолжениях (Ва-Икра Рабба 21, начало). Хотя от высших существ ничто не скрыто (Мидраш Тэилим 25, 14), они не знают дня искупления Израиля (Вавилонский Талмуд, Сангедрин 99а). Познания Адама превышали познания ангелов, и не только Адам, но и все праведники стоят выше ангелов-служителей (Бэрейшит Рабба 21; Йерушалми, Шабат 6). Хотя ангелы безусловно послушны Б-гу и готовы исполнять Его приказания, даже не выслушав их – в чём им подражал Израиль, стоя у горы Синай, – они всё-таки не безгрешны. Есть и павшие ангелы. Двое были удалены с неба на 138 лет за хвастовство или преждевременное сообщение о решении Всевышнего разрушить Сдом (Бэрейшит Рабба 68, 18). Ангелы появляются в определённое время, то в образе мужчины или женщины, то в образе ветра или огня (Шмот Рабба 25). Из троих ангелов, явившихся Аврааму (Бэрейшит 18, 2), один был похож на сарацина, другой на набатейца, третий на араба (Бэрейшит Рабба 48, 9). Яакову ангел являлся (Бэрейшит 32, 25) в виде пастуха (Бэрейшит Рабба 77, 2), язычника и, наконец, учёного мужа (Вавилонский Талмуд, Хуллин 91а). Один ангел принял вид Моше, чтобы фараон по ошибке захватил его в плен вместо Моше. Другой ангел, приняв образ царя Шломо, сверг его с престола (Йерушалми, Брахот 9, 13а; Йерушалми, Сангедрин 2, 20 в). Ангелы спускаются с неба на конях с сияющим оружием в руках (4-я книга Маккавеев 4, 10). Гавриэль поражает полчище Санхерива (Млахим II 19, 35) отточенной косой, которая была изготовлена ещё при сотворении мира (Вавилонский Талмуд, Сангедрин 95 б). Один первосвященник был умерщвлён ангелом в Святая Святых; отпечаток бычьего копыта остался на лопатке этого первосвященника (Вавилонский Талмуд, Йома 19 б; ср. Йехезкель 1, 7). Обычно ангелов представляли себе с крыльями, и рабби Акива относил слова псалмопевца «птицы небесные» (Тэилим 104, 12) именно к ангелам, но рабби Ишмаэль опровергал его (ср. Бэрейшит Рабба 65, 21; Йерушалми, Брахот 7). По своему телесному положению ангелы, предполагалось, походили на существо, описанное пророком Даниэлем (10, 6). Они различной величины. Один ангел обладает ростом от земли до того неба, где находятся хайот. Сандальфон выше своих товарищей на «отрезок» длиной в пятьсот лет пути (Вавилонский Талмуд, Хагига 18 б). Согласно одному преданию, каждый ангел был величиною в треть мира; согласно другому – в две тысячи «парсаот» (фарсанг=3,88 мили); рука ангела простиралась от неба до земли. Ангелы, конечно, не являются всегда во всём своём грозном величии. Они видны только тем, к кому они идут с вестью, и эта весть слышна исключительно тем, для кого она предназначена (Вавилонский Талмуд, Таанит 21а). Число ангелов уже древнейшими талмудистами считалось беспредельным. По словам рабби Йеошуа, солнце есть лишь один из многих тысяч служителей Б-га (Йалкут Шмот 396). Б-г повелел ангельским сонмам, которые жили в лучах Его Славы и служили Ему, продефилировать перед Моше (Таргум к Шмот 33, 23). Злых Б-г поражает Сам, но когда Он желает облагодетельствовать людей, тогда ему помогают в этом мириады ангелов (Бэмидбар Рабба 11, 7). Каждый сонм ангелов состоит из тысячи тысяч, но, судя по книге Даниэля 7, 10 и книге Эйова 25, 2 и 3, самим сонмам нет числа (Сифрей Бэмидбар 42). Хотя Библия совершенно не касается вопроса о происхождении ангелов, Традиция повествует, что они были созданы Б-гом, но лишь во второй день творения, чтобы нельзя было сказать, что Б-г пользовался посторонней помощью при сотворении мира и что, будто бы, Михаэль поддерживал небесный свод на юге, Гавриэль – на севере, а Всевышний – посередине. Это одно мнение. Согласно другому мнению, ангелы были созданы лишь на пятый день. Они не были в числе шести вещей, сотворение которых было решено ещё до создания мира (Бэрейшит Рабба 1, 3). Б-г, действительно, при создании человека, держал совет с ангелами, оставив, однако, окончательное решению за Собой (Вавилонский Талмуд, Сангедрин 38 б; Бэрейшит Рабба 8, 5). Ангелы также заседают в суде, решающем вопрос о виновности и невиновности человека. Если 999 голосов подаётся за осуждение и хотя бы один – за оправдание, Б-г решает в пользу оправдания. Душа возвещает дела человека ангелу, ангел – херувиму, последний же – Б-гу (Шир а-Ширим Рабба 1, 9; Йерушалми, Кидушин 2, 61д; Псикта Раббати 8). Как ревностные слуги Б-га ангелы действуют «в духе» Его повелений, но подчас неправильно понимают Его намерения. Они, например, спорят о том, кто из них освободит Авраама из огненной печи, но Б-г оставляет решение за Собой. Когда Б-г сражался с Египтянами у Красного моря, ангелы пожелали принять участие в битве. Когда Пинхас пытался избавить Израиль от моровой язвы, ангелы стремились устранить его. Они хотели уничтожить идолопоклонника Миху (Шофтим 17), но Всевышний, вспомнив о гостеприимстве Михи, пожалел его (Мидраш Тэилим 18, 13; Вавилонский Талмуд, Сангедрин 103 б). Всевышний выслушал, однако, их доводы относительно протяжённости Иерусалима, который, по их желанию, не должен был иметь границ, подобно тому, как Б-г не положил границ обителям небесным, и удовлетворил их просьбу. Они же позаботились о Моше, чтобы он не погиб в реке, т.к. это был шестой день месяца Сивана, предназначенный для Откровения (Вавилонский Талмуд, Сота 12 б). Ангелы сильно интересуются судьбою Израиля и праведных. Они принимают сторону Израиля, когда Всевышний намеревается наказать его. Они горюют по поводу предрешённого уничтожения Иерусалима. Они заступаются за Израиль перед Б-гом. Они покровительствуют Израилю и сопутствуют ему во время Откровения. Ангелы же помогают при сооружении Храма царя Шломо (Соломона) и оплакивают его разрушение. Но Б-г отклоняет их утешения (Вавилонский Талмуд, Гитин 7а; Брахот 20 б; Эстер Рабба 3, 9; 1, 14; Шмот Рабба 18, 5; 32, 3; Шир а-Ширим Рабба, Введение, начало; Вавилонский Талмуд, Хагига 5 б; Сангедрин 96 б). Ангелы покровительствуют благочестивым и постоянно помогают им в их делах. Один ангел обращает в ничто результаты охоты Эсава. Когда Яаков, дрожа, приближается к Ицхаку за благословением, два ангела поддерживают его, чтобы он не упал. Когда Амрам берёт себе вторую жену, ангелы ликуют, зная, что от этого брака родится Моше. По смерти Моше они поют похоронную песнь. Они оплакивают мученическую кончину рабби Акивы, восклицая: «Вот закон, и вот награда за него!» (Вавилонский Талмуд, Сота 12а; Брахот 61 б; Шабат 55 б). Они печалятся, когда умирает Адам и уносят из мишкана (скинии) Надава и Авигу. Ле илуй нешама Шолум Бен Туричиман.