בס»ד
ТУ-БИШВАТ Ту би-Шват (ивр. ט»ו בשבט) – праздник, отмечаемый в 15-й день еврейского месяца шват. Его также называют «Рош а-Шана ла-Иланот» (ивр. ראש השנה לאילנות), буквально «Новый Год деревьев».
Название «Ту би-Шват» указывает на дату проведения праздника. «Ту» – это сочетание букв ט (тэт) и ו (вав). Буква ט имеет гематрию (числовое значение) 9, а буква ו 6. Соответственно сумма этих цифр – 15. Таким образом «Ту би-Шват» – 15-й день месяца шват.
Ту-Бишват – не просто «Новый год», но и «судный день» деревьев. В этот день Всевышний решает, каков будет урожай фруктов на будущий год. И поскольку «благотворительность отменяет суровый приговор», в этот день принято делать пожертвование. Некоторые стараются при этом дать сумму, кратную 91, в соответствии с гематрией слова «илан» («дерево»).
Пятнадцатый день еврейского месяца Шват, знаменующего конец зимы и начало весны, – особый. В Мишне он называется Рош-Ашана ле-иланот, Новый год деревьев1. В это время корни начинают снабжать деревья новыми соками, наступает пора цветения, затем появляется завязь, и, наконец, развивается плод. Фрукты, собранные после этой даты, считаются плодами нового урожая. В соответствии с еврейским законодательством, от них следовало отделять десятину (маасер) – десятую часть урожая, которую крестьянин отдавал бедным или левитам.
Ту би-Шват Седер
История появления
Важнейшую роль в создании обычаев праздника Ту би-Шват сыграл расположенный в Верхней Галилее город Цфат. В XVI веке, после изгнания евреев из Испании (в 1492 году), многие из которых поселились в Цфате, этот город стал крупным центром кабалистов, изучавших Тору и ее заповеди и искавших в них тайный, скрытый смысл. Кабалисты занимались такими вопросами, которые не изучались знатоками Галахи, еврейского закона. Их интересовало, что было до сотворения мира, какова сущность Б-жественного , каков скрытый смысл заповедей. Самым знаменитым среди кабалистов Цфата был раби Ицхак Лурия-Ашкенази, более известный как Ари гакадош.
Кабалисты по-новому осмыслили праздник Ту би-Шват и ввели новые обычаи, в том числе «седер в ночь празднество деревьев», чем-то напоминающий пасхальный «седер».
Следует отметить, что у деревьев есть два новых года-это первого Тишрей- Рош hа-Шана, общий новый год: для человека и для всего мира, и это новый год также и для саженцев, насаждений (посадок). А с другой стороны, для плодовых деревьев — для их урожая новый год в Ту би-Шват. Почему это так? Прежде всего, надо понять, где кончается саженец и начинается дерево?
Ту би-Шват — это переломный момент посреди зимы, и это не только в природе, но и во всех мирах, и в сфере духа и в сфере человеческих отношений. И это переход от состояния саженца, которого нужно пеленать, подкармливать, поливать, и который является чистым объектом заботы, получения, — переход из этого состояния в состояние того, кто готовится к колоссальной важности «прыжку», он наливается соками для того, чтобы начинать давать плоды, то есть, переход к состоянию взрослого дерева.
.Обычай сажать деревья в Тy-би-Шват.
Тора об обязанности сажать деревья в Земле Израиля
В Тy би-Шват принято сажать деревья. Это сравнительно новая традиция, введенная в 1884 годy, в начале освоения Эрец-Исраэль сионистами «первой алии»; однако важность посадки деревьев постоянно подчеркивается в еврейской традиции. В Торе (Левит 19:23) сказано:
«Когда войдешь в Землю Израиля, и посадишь дерево…» — то есть каждый еврей, поселившись в Святой Земле, обязательно должен посадить дерево. Мидраш объясняет, что даже если ты видишь много растyщиx деревьев, ты все равно обязан иx сажать, ибо посадка дерева — это действие, посредством которого человек подражает Всевышнемy и приближается к Немy: как Всевышний посадил Сад Эденский, так и человек должен сажать сады. В жизни есть много дрyгиx важныx дел, например, строить дома; но человек не обязан, придя в Израиль, сам строить дома — достаточно того, что это делают дрyгие. Сажать же деревья человек обязан сам, несмотря на то, что многие также сажают деревья. Мидраш говорит о том, что если человек сажает дерево и емy вдрyг сообщают, что пришел Машиаx (Мессия), то человек обязан сначала закончить посадкy дерева, и только потом пойти поприветствовать Машиаxа. Посадка деревьев — действие на бyдyщее, а приxод Машиаxа — процесс достаточно длительный, и поэтомy не следyет с приxодом Машиаxа все бросать и ничего больше не делать. Наоборот, надо посадить дерево, которое много лет бyдет плодоносить, а потом идти встречать Машиаxа.
В последнее время празднование Ту би-шват обрело дополнительный смысл. Неделя, на которую выпадает праздник, стала временем походов и экскурсий, призванных будить в людях любовь и бережное отношение к природе. Сложилась традиция: в Ту би-шват тысячи людей, дети и взрослые, участвуют в массовых посадках деревьев. Ту би-шват широко отмечают не только израильтяне, но и евреи Америки. Особой популярностью этот праздник пользуется среди сторонников природоохранных организаций.
Обычаи праздника
Ашкеназы празднуют Ту Би-шват, вкушая пятнадцать различных видов фруктов.
Многие произносят один из пятнадцати псалмов (Псалмы 120—134) после каждого вида фруктов.
15 ПСАЛМОВ В ЧЕСТЬ ПРАЗДНИКА 15 ШВАТА
15 глав из книги Теѓилим (Псалмы) — те пятнадцать гимнов, которые левиты распевали на пятнадцати ступенях, ведущих во внутренний двор Храма.
Сефарды следуют мнению «святого Ари» (рабби Ицхак Лурия Ашкенази) и каббалистов Цфата, которые установили, какие именно фрукты нужно есть в Ту Бишват. По одному из обычаев, нужно вкусить пятьдесят видов фруктов.
Сегодня на стол в Ту Бишват ставят лучшие плоды Земли Израиля, особенно те семь видов плодов, которыми Земля Израиля прославляется в ТаНаХе: пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранаты, оливки и финики.
Фруктовая трапеза сопровождалась чтением псалмов: 104, 105, а также 120–134.
15 Швата надо постараться отведать какой-нибудь фрукт, который в этом году еще не ели, чтобы иметь возможность произнести благословение Шеэхеяну («Благословен Ты, Г-сподь, наш Б‑г, Владыка вселенной, Который дал нам жизнь, и поддерживал нас, и привел нас к этому дню»).
По преданию, именно в Ту-Бишват в Земле Израиля завязываются этроги – цитрусовые плоды, необходимые для исполнения заповеди о «четырех растениях» праздника Суккот. Поэтому существует хасидский обычай молиться в этот день о том, чтобы удостоиться чести приобрести на будущий год хороший, красивый этрог.
В Израиле в Ту би-шват вошло в традицию сажать деревья. Этим занимаются в основном дети и новые репатрианты под покровительством Еврейского национального фонда. Исполняются особые песни, посвященные этому празднику.
Рабанит Нелли Ядаев