В месяц Элуль мы начинаем читать Селихот.
Основной частью слихот является повторное чтение
«тринадцати качеств милосердия».
Когда Моше молил Творца простить евреям грех золотого тельца, он обратился к Нему со следующей молитвой (Шмот, 34, 6-7):
«Господь, Господь, Сильный, Милосердный и Милостивый, Долготерпеливый и великий милостью и истиной, хранит милость для тысяч, снимает вину, и преступление, и прегрешение, но без кары не оставляет; Он поминает вину отцов сыновьям и сынам сыновей до третьего и четвертого поколения».
В этой молитве Моше обращается к Б-гу, упоминая Его 13 имен, каждое из которых обозначает определенное качество Его милосердия.
Поскольку Г-осподь обещал Моше, что, когда евреи воззовут к Нему, вспоминая эти 13 качеств, Он простит им.
Творец Сам обучил Моше этой молитве и сказал ему:
«Каждый раз, когда евреи согрешат, пусть скажут эту молитву, и Я прощу им».
(Трактат Рош ѓа-Шана, 17 б).
Тринадцать качеств милосердия – это особенная молитва, которую евреи молятся во время Слихот, в Рош а-Шана и Йом Кипур.
Содержание Слихот основывается на тринадцати атрибутах милосердия, содержащихся в словах Торы:
«Г-сподь Б-г жалостливый и милосердный» (Шмот, 34,6).
Это же относится и к видую (исповеди), который читается в конце Слихот, ибо видуй — это основа раскаяния и тшувы.
Наши мудрецы сказали:
«Рабби Йоханан сказал: «Если бы эти слова не были сказаны в Писании, их невозможно было бы произнести. Они учат, что Всевышний закутался в талит как кантор в синагоге, и научил Моше порядку молитвы.
Вот перечень тринадцати атрибутов милосердия:
1. «Г-сподь» — Всевышний относится к человеку с милосердием, пока он не согрешил, хотя знает заранее, что на некотором этапе он согрешит.
2. «Г-сподь» — Всевышний относится к человеку с милосердием после того, как он согрешил и раскаялся.
3. «Б-г» — хотя это Имя Всевышнего олицетворяет осуществляемую Им меру суда и справедливости, она является и атрибутом милосердия, ибо в Писании сказано: «Б-г мой! Б-г мой! Зачем Ты оставил меня!» (Тегилим, 22,2) — ведь невозможно представить, чтобы таким образом обращались к мере суда.
4. «Милосердный» — Всевышний милосерден к бедным.
5. «Милостивый» — Всевышний милостив к богатым.
6. «Долготерпеливый» — Всевышний сдерживает гнев и не спешит наказывать грешника, чтобы тот имел возможность раскаяться и таким образом избежать наказания.
7. «Одаряющий многочисленными благодеяниями» — Всевышний милосерден и к тем, у кого совсем немного заслуг.
8. «Защищающий истину» — Всевышний щедро вознаграждает тех, кто исполняет Его волю.
9. «Хранящий милость Свою для тысяч поколений» — Всевышний сберегает заслугу одного человека для тысячи и двух тысяч поколений.
10. «Выносящий грехи» — Всевышний терпит и выносит грехи, совершенные людьми сознательно.
11. «И преступления» — Всевышний терпит и преступления, совершаемые людьми, восстающими против Него и Его законов.
12. «И проступки» — Всевышний терпит и проступки, то есть грехи, совершаемые людьми нечаянно, по ошибке.
13. «И не очищающий тех, что кто не должен быть очищен» — Всевышний прощает раскаявшихся, но не прощает тех, кто не раскаялся.
Великий Ари объясняет эти тринадцать атрибутов милосердия на основе тех же слов Торы, но несколько иначе.
Текст тринадцати атрибутов читается только в минъяне, то есть в присутствии десяти взрослых евреев. Тот, кто читает Слихот в одиночестве, должен либо пропустить этот текст, либо прочитать его просто как фрагмент Торы, но не как обращение к Всевышнему с просьбой о милосердии.
Тот, кто исполняет обязанности кантора при чтении Слихот, продолжает затем исполнять их в ходе чтения утренней молитвы .Шахарит — ибо тому, кто начинает исполнение заповеди, обязательно предоставляют возможность исполнить ее до конца.
Поэтому принято говорить эту молитву во всех еврейских общинах в Йом Кипур, в посты, а также при чтении слихот, которые говорят в месяце элуль и в «десять дней раскаяния».
«Тринадцать качеств милосердия» являются «общинным прославлением Творца», поэтому они говорятся как молитва только в миньяне, то есть в присутствии десяти взрослых евреев. Тот, кто читает слихот в одиночестве, должен либо пропустить этот текст, либо прочитать его просто как фрагмент Торы, но не как обращение к Всевышнему с просьбой о милосердии.
Не говорят эту молитву в первой части ночи, поскольку, согласно каббале, в первую часть ночи в мире преобладает Божественный суд