три причины смерти женщины — небрежение законами ниды, халы, и зажигания субботних свеч.
Одной из молитв, оказавших глубокое влияние на все поколения еврейского народа, стала молитва Ханы. Хана, жена Эльканы, была бесплодна в течение многих лет. Она часто приходила молиться в Скинию, расположенную в Шило. Впервые в истории она обратилась к Всевышнему, называя Его святым Именем Цеваот. В конце концов она родила великого сына – пророка Шмуэля (см. Шмуэль 1, гл. 2). Сказали наши мудрецы, что Шмуэль был подобен Моше и Аѓарону вместе. Ведь благодаря им слово Господне раскрылось в пустыне, в высшей действительности, где сыны Израиля удостаивались непрестанных чудес, а благодаря пророку Шмуэлю Божественное слово раскрылось и в материальной действительности, когда сыны Израиля уже находились на своей земле. Шмуэль сплотил народ и создал царство дома Давида; именно благодаря ему впоследствии был построен Иерусалимский Храм. Шмуэль обладал столь высокой и святой душой, что ее было непросто спустить в мир, и Хане нужно было очень долго молиться Всевышнему, пока она не удостоилась родить Шмуэля. Ее молитва была столь велика, что именно из нее наши мудрецы выводят многие законы молитвы (см. Вавилонский Талмуд, трактат Брахот, 31а)
Имя Хана происходит от слова «хен» – прелесть.
Имя Хана (חנה) – это аббревиатура. Буква ח (хет) – означает «халу» (т. е. заповедь отделения халы от определенного количества теста),
буква נ (нун) – означает «ниду» (заповеди, связанные с чистотой семейной жизни), с буквы ה (hей) начинается заповедь зажигания свечей«адлакат нерот». Эти 3 заповеди, в которых у женщин есть особая обязанность, заключены в имени Ханы и намекают на то, насколько щепетильно она их выполняла. Говорится в трактате Брахот (31б), что Хана обратилась к Всевышнему:
«Разве хоть в чем-то я нарушила одно из этих предписаний? Почему же Ты не даешь мне детей?». Но сказано в стихе, что Вс-вышний затворил ее чрево и сделал это, чтобы побудить ее сильней молиться и удостоиться чести привести в этот мир такого великого сына, как пророк Шмуэль.
«Она же в скорби душевной молилась Г-споду и горько плакала» (I Шмуэл, 1:10)
Своей молитвой Хана подарила миру назира, пророка и святого учителя Шемуэля. А он в свою очередь дал еврейскому народу праведного царя, научившего человечество говорить с Б-гом.
Многие еврейские женщины считают молитву Ханы обязательной для себя. Зажигают шабатние свечи и шёпотом повторяют слова: «Владыка мира! Подобно тому как Ты принял молитву Ханы в слезах её, прими и мою молитву, чтобы мне вырастить моих детей здоровыми, чтобы они занимались Твоей святой Торой и прилипились к Тебе.+
Чтобы отстранились они от греха, и чтобы ни зависть, ни ненависть не коснулась их. Даруй детям моим, мужу моему и мне долгие годы жизни в мире и без нужды. Благослови нас в этом доме и в дороге, и во всех наших добрых делах. И будем мы верными Тебе и будем прославлять Тебя во всех поколениях. Амен!»
Хорошо читать такую молитву на святом языке, лашон hа-кодеш, и можно на любом, понятном и привычном языке. Можно читать по установленному образцу, но можно говорить своими словами.
«Хана – аббревиатура всех трех женских мицвот: хет – хала, нун – нида и hей – hадлакат hа-нер, зажигание субботних свечей» . Это напоминание каждой женщине о заповеди отделять халу при выпечке хлеба, соблюдать женскую чистоту и зажигать субботние свечи