בס»ד
ЧЕРЕЗ СТРАДАНИЯ.
((Брахот, 5а (
Рабби Шимон бен Йохай говорит: тремя добрыми дарами одарил Святой, благословен Он, Израиль, и все они не были дарованы иначе как через стра- дания.
Таковы они:
Тора,
Страна Израиля
и Грядущий мир.
Тора – откуда? Из сказан- ного: “Блажен человек, которого Ты наставляешь , Г_осподь, и Торе Своей обучаешь его” (Теѓилим, 94:12). Страна Израиля, ведь написано: “Как наставляет человек сына своего, так Г_осподь, Б_ог твой, наставляет тебя”, а затем написано: “Ибо Г_осподь, Б_ог твой, ведет тебя в землю добрую” (Дварим, 8:5 и 8:7). Грядущий мир, ведь написано:
“Ибо заповедь –светильник, и Тора – свет, и назидание – путь жизни” (Мишлей, 6:23)13.
ЗАЩИЩАЮЩАЯ СИЛА ТОРЫ .
Святой, благословен Он, наводит на него страдания безобразные, –и возмущают они его, как сказано: “Онемел я, затих, молчал я о добре, и боль моя возмутилась” (Теѓилим, 39:3). А добро есть
не что иное, как Тора.
. Сказал рав Ханина бар Паппа: вот, по- смотри, что свойство Святого, благословен Он, не таково, как свойство плоти и крови. Свойство плоти и крови: Когда человек продает любимую вещь своему товарищу, продающий печалится, а обретающий радуется. Но Святой, благословен Он, не таков: даровал Он Тору Израилю – и радуется, как сказано: “Ибо добрый урок преподал Я
вам, Тору Мою не оставляйте”5.
О СТРАДАНИЯХ .
Сказал рав Хисда: если видит человек, что постигают его страдания, пусть тщательно проверит свои поступки, ведь сказано:
“Поищем и исследуем пути наши и вернемся к Господу” (Эйха, 3:40).
Проверил и не нашел в них греха – пусть свяжет постигающие его страдания с небрежением к Торе, ведь сказано: “Блажен человек, которого Ты наставляешь , Г_осподь, и Торе Сво- ей обучаешь его” (Теѓилим, 94:12). Связал и не нашел в своем поведении небреже-
ния к Торе – ясно, что это страдания
даруемые Б_огом по любви, ведь сказано:
“Ибо кого любит Господь, того наказывает” (Мишлей, 3:12) . Сказал Рава, сказал рав Сехора, сказал рав Ѓуна: к кому благоволит Святой, благо- словен Он, того сокрушает страданиями, ведь сказано: “Но Г_осподу было угодно со- крушать его болезнями” (Йешаяѓу, 53:10). Может быть благоволит к нему Г_осподь даже если не принимает он их с любовью? Учи из сказанного [в продолжении стиха]: “если принесет душа его жертву повинности”. Как жертва повинности приносится осознанно, так и страдания нужно принимать осознанно. А если принял их, какова
награда ему? Она указана в конце того же стиха:
“Увидит потомство долговечное”, и даже сверх того–осуществится учение в руках его, ведь сказано: “и воля Г_оспода в руке его преуспеет” . Разделились в этом рабби Яаков бар Иди и рабби Аха бар Ханина. Один сказал: стра- дания по любви таковы, что нет в них упразднения Торы, ведь сказано: “Блажен чело-
век, которого Ты наставляешь, Господь, и Торе Своей обучаешь его” (Теѓилим, 94:12).
А другой сказал: страдания по любви таковы, что нет в них упразднения молитвы, ведь сказано: “Благословен Б_ог, не отвративший молитвы моей и милости Своей от
меня” (Теѓилим, 66:20).
Сказал им рабби Аба, сын рабби Хии бар Абы: так говорил рабби Хия бар Аба: и те, и
другие могут быть даруемы по любви, ведь сказано:
“Ибо кого любит Господь, того
наказывает” (Мишлей, 3:12).
“Ты наставляешь” – וּנְֶ רַ ּסְיּת – от корня ר“יס”) наказывать”, “причинять страдания”), т. е. может быть пере-
ведено и как “Ты наказываешь”, в прямой связи с обсуждаемой темой страданий.
Счастлив человек которого Ты наказываешь.
Теилим 94:12
Полностью этот стих звучит так: “Ибо кого любит Г_осподь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему”. Полностью этот стих звучит так: “Но Г_осподу было угодно сокрушать его болезнями; если принесет душа его жертву повинности, увидит потомство долговечное, и воля Г_оспода в руке его преуспеет” (Йешаяѓу, 53:10). Таргум Йонатана переводит этот стих на арамейский язык следующим образом: “Но от Г_оспода была воля очистить и высветлить остаток народа Его, чтобы очистились души их от греха, и узрели они
царство Машиаха .
Рабанит НЕЛЛИ ЯДАЕВ