Тот, кто отправляется в путь на автомобиле, самолете или на корабле, должен произнести Дорожнюю Молитву — (Тфилат Адерех). Собираясь в дорогу мы просим Всевышнего довести нас до места нашего назначения и вернуть обратно домой с миром.
Человек, который пересёк пустыню или море, или летел на самолёте, произносит Бирката-гоймэль:
Борух Ато Адой-ной Эло-эйну Мелех а-олам а-Гомель лэ-хайавим товос шэ-гмалoни xоль тув. («Благословен Ты, Господь, Б-г наш, Творящий добро даже грешным, — за то, что Ты воздал мне добром»). Это благословение произносят также те, кто спасся от опасности.
Несколько ЗАПРЕТОВ от раби Йегуды а-Хасида из Регенсбурга
которые следует соблюдать, выходя из дома в дальнюю дорогу.
Не возвращаться домой, если человек, выходя из дома, что-то забыл (какую-то вещь); следует, стоя перед домом, попросить, чтобы эту вещь ему вынесли;
• не чистить обувь в день выхода в дорогу (но следует сделать это накануне).
Отправляясь в путь (выходя из своего дома или любого другого, где ночевал, уже будучи в пути) еврей обязан прочесть Тфилат адерех — молитву, которую произносят перед дорогой. Эта заповедь лежит как на мужчине, так и на женщине.
Дорогой в данном случае называется путь длиной не менее 4 километров.
Молитва читается при выходе или выезде из города, когда позади остались последние дома сплошной застройки. (Например, при выезде из Иерусалима по главному шоссе принято читать молитву сразу после Мевасерет Цион, а по Северному шоссе — после Гиват Зэев.)
Если молитву прочесть забыли, то, находясь в пути, ее можно прочесть сразу, как вспомнили об этом.
Хорошо читать ее стоя, а не сидя, и лучше всего читать, когда автобус, телега или другой транспорт, на котором вы отправляетесь в путь, стоит. Но если вам трудно встать, а транспорт трудно остановить, — читайте сидя.
Если вы выехали в дорогу на несколько дней, то Дорожная молитва читается каждый день по одному разу, лучше всего в утренней молитве.
Если он едет и днем, и ночью, или ночует не в жилом месте, то первый раз он произносит Дорожную молитву, завершая ее словами: «Благословен Ты, Г-сподь, внимающий молитве», а в остальные дни завершает словами: «Благословен внимающий молитве», без Имени Б-га. Так нужно делать потому, что все путешествие, в течение которого путник не ночевал в жилом месте, считается одной дорогой.
В центральной части молитвы мы просим, чтобы Всевышний «вел нас с миром и направлял нас с миром, и привел нас до цели живыми, радостными и с миром (в случае немедленного возвращения после достижения цели пути добавляют: и вернул нас с миром), и спас нас от руки всех врагов, всех, сидящих в засаде, разбойников, хищников в пути, от всех бед, подстерегающих жителей мира, и чтобы даровал нам благословение во всех наших делах, и чтобы сделал так, чтобы я обрел милость, милосердие и снисхождение в Твоих глазах и в глазах всех, кто нас видит…»
Когда благословляют выходящего в путь, не говорят ему:
«Иди с миром» (Лех бешало́м»), но надо говорить: «Иди, и пусть тебе сопутствует мир» («Лех лешало́м») Потому что, когда Давид сказал Авшалому (прощаясь с ним): «Иди с миром»[6], тот пошел и был повешен.
А когда Йитро сказал Моше:
«Иди, и пусть тебе сопутствует мир», тот пошел, и его путь был удачным.
В дороге человеку следует заниматься Торой; как сказано: «И когда идешь своей дорогой».
И каждый день надо произносить несколько глав из Теилим, делая это с сосредоточенным вниманием и в душевном смирении. Надо стараться взять с собой в дорогу хлеб, даже если путь недалек. Также следует взять с собой нить цицит[9], чтобы не случилось так, что нить на его талите станет непригодной, а он не сможет достать другую и поэтому не исполнит заповедь.
Когда человек собирается в дорогу, то для безопасной и благополучной дороги, и чтобы он безопасно и благополучно добрался до места назначения, любой другой человек должен дать ему какую-то сумму денег и поручить отдать их в качестве цдаки, добравшись до места назначения.
Таким образом человек, отправляющийся в дорогу, теперь является шалиах мицва — посланцем для исполнения заповеди, и для него действует правило, сказанное нашими мудрецами в Талмуде (Трактат Псахим, 8а): «посланникам для исполнения заповеди не причиняется никакого ущерба».
Важно, чтобы тот, кто выходит в дорогу, произнёс Тфилат а-дэрэх — Дорожная молитву
Отправляясь в путь протяженностью не менее 4,5 км за пределы города, или даже в более короткий путь по опасной местности, после пересечения городской черты .
транслитерация текст на иврите
Йеhи рацон ми-лефанэха А-дойной Элоhэйну вЭлоhэй авотэйну, ше-толихэну ле-шалом, вэ-тацидэну ле-шалом, вэ-тадрихэну
ле-шалом, вэ-тагиэну ли-мхоз хэфцэну ле-хаим у-ле-симха у-ле-шалом (тот, кто намерен в тот же день вернуться домой, добавляет: вэ-тахазирэну ле-шалом) вэ-тацилену ми-каф коль ойев вэ-орэв вэ-листим вэ-хайот раот ба-дэрэх, у-ми-коль минэй пуранийот hа-митрагшот у-ваот ла-олам, вэ-тишлах браха бэ-холь маасэ ядэйну, вэ-титнэну ле-хэн у-ле-хэсед у-ле-рахамим бэ-эйнэха у-вэ-эйнэй холь роэйну, вэ-тигмэлэну хасадим товим вэ-тишма коль таханунэйну, ки Эль шомэа тфила вэ-таханун Ата. Барух Ата А-дойной, шомэа тфила.
Да будет воля Твоя, а-Шем, Б-г наш и Б-г отцов наших, вести нас мирным (путём), направить наши шаги мирной (стезёй), проложить нам благополучную (дорогу) и привести нас к цели нашего путешествия для жизни, радости и мира (тот, кто намерен в тот же день вернуться домой, добавляет: и возвратить нас с миром), и избавить нас от рук всех недругов и от подстерегающих нас в засаде, от диких зверей и от рук разбойников, которые могут нам встретиться на пути, и от всех напастей, постигающих мир. Пошли благословение на все дела наших рук и дай нам обрести милость, благоволение и милосердие в Твоих глазах и в глазах всех, кто нас видит. И услышь голос нашей мольбы, ибо Ты — Б-г, внемлющий молитвам и мольбам. Благословен Ты, а-Шем, слушающий молитву.
В конце Дорожной молитвы принято добавлять отрывок из Торы:
(Трижды)
«И пошел Яаков своим путем; и встретили его ангелы Б‑га. И сказал Яаков, увидев их: это лагерь Б‑га. И назвал то место – Маханаим».
Во время полета хорошо прочитать,
Молитву об успехе», составленную Хида (в русском переводе р. А. Каца из книги «Взываю к Тебе», изд. Швут Ами,
«Да будет слава а-Шема вовеки, возрадуется а-Шем созданиям Своим».
«Да будет благословенно Имя а-Шема — ныне и во веки веков».
«Взглянет на землю, и она затрепещет, коснётся гор — и задымятся они».
«Вознесён над небесами Всемогущий, на всей земле Слава Его».
Да будет воля Твоя, а-Шем, Б-г наш и Б-г отцов наших, чтобы ради милосердия Твоего и в заслугу этих стихов (Писания) и святых имён, сокрытых в них, Ты сжалился над нами и над (тут следует упомянуть имя человека, за которого молятся, а также имя его матери) и избавил нас от всех бед, и благоволил бы к нам по Своему великому милосердию. Амен, да будет так на веки веков. Сэла.
יהי כבוד ד» לעולם, ישמח ד» במעשיו:
יהי שם ד» מברך מעתה ועד עולם:
המביט לארץ ותרעד, יגע בהרים ויעשנו:
רומה על השמים אל-קים, ועל כל הארץ כבודו:
יהי רצון מלפניך ד» אל-קינו ולא-קי אבותינו, שתעשה למען רחמיך, ובזכות פסוקים אלו ושמות הקדש הרמוזים והמצרפים בהם תרחם עלינו ותצילנו מכל צרה ותרצנו ברחמיך הרבים, אמן נצח סלה ועד:
Стоит также прочесть Тэилим (псалмы Давида), особенно 91 — ую и 3-ю главы.