Тора сравнивается с четырьмя напитками: с водой, молоком, медом и вином.
И каждый из этих напитков соответствует одному из уровней объяснения Торы — пшат, ремез, драш и сод.
Вода — это намек на алаху, закон (для выведения которого используется драш, толкование), молоко указывает на простой смысл написанного (пшат), мед — на намек (ремез), а вино — на тайны Торы, кабалу (сод).
Вода
Почему именно вода соотносится с уровнем драш, с аспектом закона? Вода — это жизнь, без закона жизнь невозможна.
Тора сравнивается с водой. Мы получили Тору в пустыне. Что самое дорогое в этом месте? Вода. Вода не имеет вкуса. Если человек не испытывает жажды, ему хочется чего-нибудь другого, например, сока, но в пустыне нет ничего более ценного, чем вода.
И это не случайно, что евреи получили Тору в пустыне, так как именно там они смогли оценить значение Торы, которая сравнивается с водой. И Мидраш неоднократно сравнивает воду с Торой. В любом месте, где говорится «вода», имеется в виду Тора. Например, написано: «Каждый жаждущий — идите, пейте воду» (Йешаяу, 51:1). Имеется в виду не вода, а Тора.
Мудрецы находят еще много общего между Торой и водой. Вода имеет следующую особенность: она все время стекает туда, где ниже. То же самое и Тора: чем более человек высокомерен, тем дальше она уходит от него. Чем более скромен человек, тем ближе к нему приходит Тора, «спускаясь» к нему. Единственное качество, которое называет Тора, говоря о Моше, это скромность. Сказано, что он был самым скромным человеком. Некоторые комментаторы объясняют это так: если человек будет скромным, как Моше, он тоже получит Тору — на своем уровне.
Молоко
Молоко соотносится с уровнем пшат — с простым смыслом, нужным в начале пути изучения, молоко — питание младенца. Когда люди становятся старше, как правило, молоко у них не очень хорошо переваривается.
Есть еще одно объяснение обычаю есть молочное в Шавуот. В Торе есть 613 заповедей, из них 365 запретов, которые соответствуют 365 дням года: каждый день соответствует одной из запретительных заповедей. День Шавуота соответствует запрету на варку мяса вместе с молоком. И поэтому в Шавуот принято специально варить и мясо, и молоко и есть их по отдельности, чтобы подчеркнуть, что мы соблюдаем этот закон.
Мед
Мед — это десерт, приятный, но только как дополнение к трапезе, как написано: «Нашел ты мед? Ешь, (только) сколько тебе потребно, чтобы не пресытился им» (Мишлей, 25:16). Этим мед сродни числовым намекам в Торе (гематриям), о которых наши мудрецы высказались так: «Сказал рабби Элиэзер бен Хисма: (законы подсчетов) жертвоприношений из голубей и законы ниды (вид ритуальной нечистоты у женщин) — это основа Торы; астрономия и гематрия — это десерт к мудрости» (Пиркей Авот, 3:18). Мед соответствует уровню толкования Торы ремез.
Вино
Чем старше вино, тем оно качественнее, а молодое вино, как правило, не представляет собой ничего особенного. И для маленьких детей вино тоже нехорошо, а для пожилых, наоборот, полезно.
Если кто-либо напьется вина, когда он еще молод и не способен его воспринимать, он не только не получит удовольствия, а ему будет хуже, чем если бы он вообще не пил. Точно так же, когда человек занимается тайнами Торы (сод), еще не достигнув необходимого уровня (то есть еще недостаточно хорошо зная пшат, драш и ремез) — это очень опасно.
Но выпить слишком много воды — это не опасно. Поэтому драш, с помощью которого выводят законы, и сравнивается с водой: нет опасности в том, чтобы учить слишком много законов. Никому и никогда этого не ограничивают и не запрещают.
Уровень сод — последний уровень, скрытый смысл Торы, гематрия слова «сод» — סוד) — 60+6+4=70, а у Торы есть 70 уровней. Символика этого, последнего уровня — вино; интересно, что и у слова «вино» — яйн — (יין) гематрия — 10+10+50=70.