И как человек должен воспринимать страдания с любовью. 6:2.»Г-сподь, не в гневе наставляй меня и не в ярости наказывай.» 2. АД-ОНАЙ АЛЬ-БЕАПЕХА ТОХИХЭНИ, ВЕАЛЬ-БАХАМАТЕХА יְהוָה אַל־בְּאַפְּךָ תוֹכִיחֵנִי וְאַל־בַּחֲמָתְךָ תְיַסְּרֵנִי׃ Давид сознает и признает, что испытания и наказания, которым Б-г подвергает человека, служат к его благу, но все-таки, просит он, пусть приговор ему будет вынесен не в гневе и не в ярости. Понятно, что укор ( «не укоряй меня») легче кары ( «не карай меня»), но Давид просит, чтобы Всевышний укорял его «по-доброму», без гнева, а если Он все-таки считает нужным его покарать (ясно, что кара — это уже внешнее проявление, «аф»), то пусть хотя бы без «хема» (пусть Всевышний не питает к нему гнева в душе). «Зерно очищается ветром, а душа — наказанием». Было бы безумием молиться о том, чтобы Б-ог удержал руку, наносящую столь целительные раны. Давид не просит, чтобы Б-ог удержал Свой жезл, ибо не хочет лишиться скрытого Слишком туго натянутый лук ломается, и чрезмерное изобилие влаги сгноит посеянное. Давид просит не увеличивать страдания его, чтобы послужили они пользой для него, а не погибелью. Всякий верующий знает из опыта своего, что редко очищение приходит без страданий, и нет искупления без принятия кары. Мудрецы поведали нам, как страданием путь проложен к Свету Торы, к Земле Израиля и к Грядущему Миру. Об этом говорит книга мишлей מוּסַר יְדֹוָד בְּנִי אַל תִּמְאָס וְאַל תָּקֹץ בְּתוֹכַחְתּוֹ 11. Наказания Б-ога, сын мой, не отвергай, и не тяготись увещеванием Его, Мусар (наказание) — это страдание. Б-ог даёт страдания, чтобы исправить (пробудить) человека. И увещевание — чтобы объяснить ему. Наказание — действует на эмоции, а увещевание — на интеллект. כִּי אֶת אֲשֶׁר יֶאֱהַב יְדֹוָד יוֹכִיחַ וּכְאָב אֶת בֵּן יִרְצֶה И «наказывает Г-осподь кого любит и благоволит, как отец к сыну своему» (мишлей Если Ты будешь обличать меня из-за грехов моих – не в гневе Твоем обличай меня, но так, чтобы я мог выдержать (Раши). Вот притча раскрывающая содержание этого стиха. Один царь разгневался на сына своего. Обнажил меч и дал зарок обрушить его на голову сына. Но когда царь одумался и осознал, что по смерти сына некому будет наследовать его царство, то уже невозможно было отменить зарок. Вложил меч в ножны и шлепнул ими сына по голове. что и сын остался в живых, и зарок не нарушил. (Ялкут Шимони). Приведём ещё одну притчу: Есть притча про царя, разгневавшегося на сына своего за прегрешения, и объявившего, что побьет его крупным камнем. Как смягчилось сердце его, решил не карать так сурово, но приговора отменить не мог. Тогда разбил камень на множество. Осколками малыми забросан был сын, но смертельного вреда не причинили они ему. Не во гневе – посылай мне заслуженное мной наказание, но не сразу, а постепенно, чтобы я смог его вынести (Радак). Мидраш Теилим (6,3) связывает стих с двумя следующими стихами Сказала община Израиля Всевышнему: Владыка мира! Хотя сказано — кого любит Г-осподь, того обличает (мишлей 3,12), но «не в гневе Твоем обличай меня». сказано — счастлив человек, которого Ты, Г-осподи, поучаешь (Пс. 94,12), но «не в ярости Считается, что человек должен воспринимать страдания с любовью, и тогда единственное, о чем здесь просит Давид, чтобы упрек или удар были даны ему не в состоянии гнева Всевышнего. Чем гнев отличается от ярости, обсуждается во многих комментариях. Мальбим — непревзойденный мастер по объяснению тонких различий в синонимах, говорит, что гнев проявляется внешним образом и не обязательно соответствует внутреннему состоянию. не укоряй меня в гневе Своем, не карай меня в Своей ярости».Мальбим поясняет: различие между «гневом»(«аф» на иврите) и «яростью» («хема») состоит в том, что «аф» — это гнев, получивший внешнее проявление, причем тот, кто гнев проявляет, не всегда испытывает плохие чувства к тому, на кого он обрушивает эти проявления гнева, а «хема» — это ярость, наполняющая душу, но не всегда изливаемая вовне. Другими словами, возможен «аф» без «хема» и «хема» без «аф». Когда же «хема» проявляется внешне, мы говорим, что в ней присутствует и «аф». Педагогу в случае, если его воспитанник провинился, и заслуживает упрека, очень рекомендуют мудрецы показать, как он сильно сердится на своего воспитанника, но только при одном условии, что он уже перестал сердиться. То есть, сам по себе гнев является внешним проявлением реакции на поведение ученика, тогда как ярость (яростный гнев), наоборот, как объясняет Мальбим, это состояние внутреннего кипения, при этом, ярость может быть внутри и не обязательно проявляться внешне. Так вот, Давид здесь просит, чтобы Всевышний, если требуется наказывать, сделал это не в состоянии гнева и не в состоянии ярости . Гнев человека не может творит правды Б-ожией. Если сравнить с книгой Ирмеяу то мы видим, что пророк Ирмия говорит: меня, но только «бе-мишпат», то есть в меру, не выходя из берегов. Мидраш говорит: » Хороши страдания, страдания надо любить, но нет сил выдержать гнев и