Когда я использую пламя моей веры, чтобы зажечь свечу веры у другого, мое еврейство не уменьшается. Обычно, конечно, мы используем дополнительную свечу, шамаш, от которой зажигаем свечи меноры. Но предположим, что у нас нет шамаш. Можем ли мы зажечь первую свечу, а затем использовать ее, чтобы зажигать другие? Два великих мудреца третьего века, Рав и Шмуэль, не согласились друг с другом. Рав сказал: «Нет!» Шмуэль сказал: «Да!». Обычно среди наших мудрецов принято считать, что закон следует мнению Рава. Но есть три исключения из этой традиции, и одно из них принято в данном случае. Почему Рав сказал, что мы не можем взять одну их ханукальных свечей, чтобы зажигать другие? Потому что, согласно Раву, когда мы зажигаем одну свечу от другой, то свет первой свечи на мгновение ослабевает. И это противоречит идее распространения света. Но Шмуэль не согласен, и закон следует Шмуэлю. Почему? Лучший способ ответить, это подумать о двух верующих евреях, исполняющих предписания Торы, ведущих еврейскую жизнь. Один говорит: «Я не должен общаться с евреями, кто слабее меня в вере, потому что, если я буду общаться с ними, мои собственные стандарты ослабнут, и я не буду строг в своей вере. Ее свет будет уменьшаться». «Нет!» Когда я использую пламя моей веры, чтобы зажечь свечу веры у другого, мое еврейство не уменьшается. Оно растет, потому что свет Торы распространился в мире. Когда дело доходит до духовных благ, в отличие от материальных, чем больше я делюсь, тем больше я приобретаю сам. Когда я делюсь своими знаниями, или верой, или любовью с другими людьми, я ничего не теряю, но скорее обогащаю себя. Таково видение Шмуэля, и так был установлен закон о зажигании ханукальных свечей. Ле илуй нешама Шалум Бен Туричиман.