«И услышал Итро, жрец Мидьяна, тесть Моше, обо всем, что сделал Б-г для Моше и для Израиля, Своего народа, что вывел Г-сподь Израиля из Египта» (Шмот, 18:1).
Глагол лишмоа (слышать) на святом языке имеет также значение глубокого понимания, постижения чего-либо. Итро смог воспринять, впитать в себя понимание того, что у других народов вызвало страх или ненависть. Итро понимает, что за всеми мировыми процессами стоит одна великая Сила, он потрясен этим величием и хочет быть ближе к Нему.
Раши, комментируя этот стих, уточняет, что же именно услышал Итро – о рассечении Ям Суф и о войне с Амалеком. Тот факт, что рассечение моря является величайшим свидетельством силы Всевышнего, не вызывает сомнений, но что прибавило к этому известие о битве с Амалеком? Если рассечение моря было максимальным раскрытием присутствия Творца, то нападение Амалека на наш народ было сокрытием Создателя. Действие Амалека нанесло ущерб совершенству. И Итро понял всем своим сердцем, что без принятия Торы, без прихода к Синаю, без безусловного выбора добра (принятия на себя Воли Творца) можно дойти до состояния Амалека.
Умение слушать — это один из навыков, которым должен обладать каждый.
Каждый день Всевышний отправляет нам красивые сообщения через людей, ангелов и даже самого Творца.
И мы можем услышать их благодаря нашей духовной, а не физической сущности.
Слушать – замечательная возможность, которая может принести множество благословений в нашу жизнь и Свет всему миру. Глава этой недели Итро раскрывает смысл Десяти Изречений, помогает научиться слушать, а также несёт энергию, делающую нас более чуткими.
Творец повелел, Моше рабейну
«Поговори с Итро о путях моих – это то, что он действительно хочет услышать».
Так Б_ог учит нас истинному умению слушать.
Отказываясь от своих установок и верований и допуская возможность того, что есть что-то более правдивое, мы расширяем свои возможности, чтобы стать источником великого Света.
Итро имел заслугу получить Десять Изречений, поскольку был готов «отпустить».
Способность слышать – это подарок Б_ога тем, кто готов слышать.
В книге «Алейну лешабеях»
рав Ицхак Зильберштейн помогает понять на жизненных примерах суть умения слышать. Он пишет:
»Рассказывл мне один старый учитель об одном происшествии в своей жизни. В один из дней, войдя утром в класс, он предложил ребятам, по заведенному в школе порядку, открытьсидурим. От его внимания не ускользнуло, что ученики на это предложение откликнулись вяло, без особого желания. Он тут же велел им закрытьсидурим и открыть учебники по математике, чтобы начать урок. И всё это с целью пробудить их, чтобы почувствовали как непрятно без молитвы.
Вдруг он услышал детский плач. Плакал один-единственный мальчик из всего класса! Учительспросил, почему он плачет? Ответил парнишка, что не может понять и не хочет принять учёбу без молитвы Создателю Мира! Сказал тогда наставник во всеуслышание: «Посмотрите, дорогие ребята, этот мальчик спас и искупил всех друзей, тем, что напомнил о важности молиться, захотев излить своё душевное состояние перед Вс-вышним! А также, исправил ваше равнодушие к молитве…»
Учитель, живущий по Торе, поделился со мною своим видением причины, почему дети не чувствуют вкус молитвы. Их просто не научили понимать её содержание и значение каждого отдельного слова. Поэтому они произносят молитву своими устами без слышанья, то есть, без её особенного звучания, когда слова не заходят в их сердца».
А вот ещё одна история рава Зильберштейна о том, что нужно учиться слушать, и пусть никому не кажется, что это легко: «Рассказывал рав-гаон, учитель наш, рабби Шломо-Залман Оербах (зацал), что возле здания полиции, расположенного рядом с талмуд Тора «Эц хаим» в Иерушалаиме, стояли на столбах два льва. Рав Оербах ребёнком учился в Эц хаим. Однажды сказал детям ребе, что, если бы эти львы услышали музыку, то начали бы танцевать. (Учитель сказал эти пустые слова с единственной целью — развеселить их сердца). Дети не пожелали принять эту мудрость, побежали домой и принесли музыкальные инструменты. Когда они заиграли, — львы даже не пошевелились. Совсем не так, как сказал учитель! Пришли они к нему с упрёком:
«Почему?!» Ответил ребе: » Cказал я вам, что львы затанцуют, услышав музыку. Проблема их в том, что они не слышат!» Эта простая история учит нас важности уметь слышать.
Пример этого важного качества человеческого характера находим у Итро, своим гиюром освятившем Имя Творца!
На этой неделе давайте стремиться к тому, чтобы слышать своими душами. Давайте будем готовы услышать не только слова друга, но и те чувства, которые спрятаны глубоко в его сердце. Не упускайте из виду энергию ангелов, окружающих нас, и оставьте пространство, чтобы услышать их тихий шепот, направляющий нас. Будьте открыты к осуждению и критике, даже если они кажутся незаслуженными, и как Итро, попробуйте найти правду в словах, которые посылает Вселенная.
Если мы открыты к этим сообщениям и готовы слушать, Творец всегда найдет способ донести до нас именно то, что нам нужно услышать.
На этой неделе пусть умение слушать будет вашим истинным направлением!
Желаю вам благословенной недели!
Научитесь слушать. Это простое умение может изменить не только вашу, но и чью-то жизнь.
Рабанит Нелли Ядаев.