Слово слихот происходит от слиха, извинение, просьба о прощении. Так называются тфилот (молитвы) и пиютим (специальные гимны религиозного содержания), в которых мы просим Вс-вышнего простить нас за наши прегрешения, избавить от несчастий и спасти еврейский народ. Обычно слихот читаются в дни общих постов, во время национальных бед и, главным образом, — в элуле, месяце исправлений, месяце тшувы.
Мидраш рассказывает, что первые слихот были составлены во времена царей:
«Опечалился царь Давид, поскольку не знал, чем можно искупить грехи евреев. Сказал ему Вс-вышний: В час беды, пришедшей на Израиль из-за грехов, пусть встанут передо Мной в молитве, покаются в проступках, произнеся весь порядок слихот, — и Я прощу их».
Намек на необходимость читать слихот находим в Торе, в недельном разделе Ки Тиса: после того как Моше просил Вс-вышнего простить евреев, совершивших грех золотого тельца, Тот «прошел перед лицом Моше» и открыл пророку 13 мидот (характеристик) Своего милосердия. Отсюда учат наши учителя, что Творец мира как бы показался наяву, выступив в роли того, кто, закутавшись в талит, совершает общественную молитву от лица всей общины; тем самым Он открыл пророку Моше порядок чтения слихот. (Действительно, центральная часть слихот — молитва, перечисляющая все 13 способов проявления Вс-вышним милаeсердия.) Мидраш поясняет, что, когда Моше поднялся на гору Синай, чтобы выпросить прощение для евреев, наступил рош-ходеш (первый день месяца) Элул. И пребывал он на ней вплоть до Йом-Кипура. Все эти дни евреи молились в своем стане, постясь и раскаиваясь. С тех пор месяц Элул считается месяцем, удобным для исправлений, когда Вс-вышний особенно милостив ко всем, кто решил вернуться к Нему.
Поскольку дни Элула предназначены для раскаяния, мы умножаем в них покаянные молитвы и Слихот. Во многих общинах принято в течение всего месяца (кроме новомесячья и суббот, когда не читаются покаянные молитвы) вставать на исходе ночи для чтения Слихот. В других общинах начинают следовать этому обычаю лишь начиная с 15-го Элула. В ашкеназских общинах принято читать Слихот, начиная с воскресенья той недели, на которую выпадает Рош Гашана, однако, в любом случае, не позже, чем за четыре дня до Рош Гашана. Поэтому если Рош Гашана выпадает на понедельник или вторник, чтение Слихот начинается в воскресенье предыдущей недели.
Число дней чтения Слихот не должно быть менее четырех, ибо эти дни приравниваются Десяти дням раскаяния между Рош Гашана и Йом Кипуром. Дело в том, что многие люди, с особой тщательностью соблюдающие заповеди, постятся в течение Десяти дней раскаяния. Поскольку среди этих дней есть четыре, в которые поститься нельзя (два дня Рош Гашана, суббота и канун Йом Кипура), необходимы по меньшей мере четыре дня чтения Слихот, дабы возместить эту нехватку.
И еще одна причина, объясняющая, почему число дней чтения Слихот не должно быть меньше четырех. Наши мудрецы, интерпретируя слова Торы, относящиеся к специальному жертвоприношению в Рош Гашана, отметили, что каждый человек должен рассматривать себя в этот день как жертву, приносимую Всевышнему. Поскольку, согласно закону, жертвенное животное должно в течение четырех дней обследоваться на предмет обнаружения физических дефектов, делающих его непригодным для жертвоприношения, мы рассматриваем чтение Слихот в течение, самое малое, четырех дней, как аналогичную касающуюся нас процедуру. А обычай начинать это чтение именно в воскресенье был введен для того, чтобы люди заранее точно знали, когда следует к нему приступать, и не допускали ошибок.
Как правильно читают СЛИХОТ.
Тот, кто встает для чтения Слихот, должен омыть руки и произнести благословение Аль нетилат ядаим несмотря на то, что утро еще не наступило. Затем, когда чтение Слихот будет завершено и настанет утро, необходимо снова омыть руки (трижды, как требует заповедь и как мы всегда поступаем по утрам), но благословение Аль нетилат ядаим при этом уже не произносится. Перед чтением Слихот необходимо произнести благословение, читаемое перед чтением Торы. В сефардских общинах существует обычай читать сразу же после омывания рук все утренние благословения.
Содержание Слихот основывается на тринадцати атрибутах милосердия, содержащихся в словах Торы:
«Г-сподь Б-г жалостливый и милосердный» (Шмот, 34,6). Это же относится и к видую (исповеди), который читается в конце Слихот, ибо видуй — это основа раскаяния и тшувы.
Наши мудрецы сказали