בס»ד
67-й Псалом, это «Псалом Меноры», и который, был выгравирован на щите Царя Давида.
Читая 67 псалом -представляем Менору и пробуждаем милосердие у Творца.( Особенно 8 дней праздника Хануки )
- Именно этот псалом изображают в виде храмового семисвечника — Меноры.
Менора — золотой храмовый семисвечный светильник, который использовался во время ритуальной службы в еврейском Храме (слово «менора» — на иврите «светильник»). Семисвечник состоял из центрального светильника и отходящих от него шести симметричных «ветвей»: три с одной стороны и три — с другой. Первая золотая Менора была создана во время странствий евреев по пустыне по слову Вс-вышнего (Шмот, 25:9).
«И сделай светильник из чистого золота; чеканной работы будет сделан светильник, его (опорная) нога и его ствол; его венчики, его завязи и его цветы из него будут. И шесть ветвей выходят из его боков: три ветви светильника с одной стороны и три ветви светильника с другой стороны».
«И сделай его лампад семь; и зажжет его лампады, и свет направит к его лицевой стороне. И его щипцы, и его лотки из чистого золота. Из таланта чистого золота должно сделать его со всеми этими принадлежностями. Смотри и сделай по их образцу, какой тебе показан на горе».
Менора стояла в Мишкане, и первосвященник-Аарон, каждый день перед наступлением темноты, зажигал лампады светильника. Утром же лампады очищались и подготавливались для следующего зажигания.
После прихода евреев в Землю Израиля, Менора стояла в Мишкане в Шило. Когда царь Соломон (Шломо) возвел Первый Иерусалимский Храм, Менора была помещена туда, вместе со всей священной утварью. Во Втором Храме также стоял семисвечник.
После еврейского завоевания Земли Израиля и, чуть позже, возведения Храма в Иерусалиме, семисвечник был помещен во внутренние покои Храма, перед входом в Святая Святых. Где находится оригинальная Менора сегодня — точно не известно, однако, согласно мидрашу, еще до разрушения Первого Храма Менора была скрыта в тайниках в Храмовой горе . На протяжении веков семисвечник-менора служил одним из главных еврейских символов. При создании государства Израиль именно изображение семисвечного светильника было помещено на герб страны.
Менора — это символ света, веры и надежды, который вёл еврейский народ в течение четырёх тысяч лет через страдания… В его
миссии — сохранение веры в справедливость.
Менора была единственным предметом храмовой утвари, который был сделан из единого куска золота.
По преданию, Менора также была единственным предметом храмовой утвари, который был сделан чудесным образом Самим Всевышним, поскольку Моше рабейну и Бецалель не могли сделать её самостоятельно по тем указаниям, которые они получили от Б-ога.
Светильник должен был быть изготовлен из одного слитка золота, который мастер чеканит молотком и режет специальным инструментом, отделяя ветви в одну и в другую сторону. Поскольку Моше видел в этом трудность, Вс-вышний приказал ему бросить в огонь талант (определенную меру) золота, и Менора возникла сама по себе.
Теперь давайте попробуем понять что означает Семь лампад меноры и Семь ветвей ?
В иудаизме свече придаётся особенное значение, как сказано:
Вс-вышний имеет 7 нижних сфирот, так и человеческая душа имеет 7 мидот (качеств)-каналов для приема Б-жественного Света.Из-за наших грехов эти каналы не пропускают Свет засорены.
Вот они, все 7 (и их соответствие мидот):
- Хесед — Запрет прелюбодеяния.
- Гвура — Запрет убийства.
- Тиферет — Запрет присвоения чужого имущества.
- Нецах — Запрет идолопоклонства.
- Ѓод — Запрет богохульства.
- Йесод — Запрет срезать с живого животного кусок мяса.
- Малхут — Обязанность справедливого судопроизводства.
: Связь мидот с органами чувств.
Мидот – эмоциональные наклонности души (они же силы души и её критерии) – тесно связаны с 7 частями тела и телесными чувствами.
- Мида — Часть тела — Телесное чувство
- Хесед — Правая рука- Зрение
- Гвура — Левая рука- Слух
- Тиферет -Туловище- Видение причин
- Нецах -Правая нога- Вкус.
- Ѓод -Левая нога- Обоняние
- Йесод -Половой- орган Осязание.
Каждый притягивает Б-жественный свет согласно своему понимаю и постижению смысла заповедей Торы.
Число “семь” отмечено особой святостью. В Торе сказано: “И завершил Б-г к седьмому дню дело Свое, которое делал, и почил в день седьмой от всей работы Своей, которую делал. И «БЛОГОСЛОВИЛ» Б-г день седьмой, и» ОСВЯТИЛ» его, ибо в этот день почил Он от всего творения Своего, которое Он совершил, созидая”.
Число «7» в иудаизме обозначает разнообразие и гармонию естественных сил мироздания. Это полнота и законченность, проявившиеся в семи днях творения, средняя ветвь, при этом, олицетворяет Субботу.
Вместе с тем, число «6» — это число направлений в материальном мире (север, юг, восток, запад, верх и низ), а «семь» — символизирует время.
И ещё шесть боковых ветвей Меноры соответствовали шести «сторонам» мира: верху и низу, северу, югу, востоку и западу, а посередине — Земля Израиля — Эрец Исраэль.
Семь ветвей меноры.
СЕМЬ КАЧЕСТВ: которые имеет человеческая душа 1)добро, 2) строгость, 3)красоту, 4) вечность, 5)великолепие, 6)основание и
7)царствование, которые являются силами Всевышнего и с помощью которых Он, образно выражаясь, построил мир.
ТАКЖЕ число семь СВЯЗАНО С ОЧИЩЕНИЕМ МИРА
Отсюда понятна связь между числом семь и «очищением» мира евреями, КОТОРЫЕ, в свою очередь, ДЕЛЯТСЯ НА СЕМЬ ВИДОВ, а это СЕМЬ СТУПЕНЕЙ В СЛУЖЕНИИ ВСЕВЫШНЕМУ (соответствующие СЕМИ КАЧЕСТВАМ, которые действуют в мире, и это же — семь способов в служении Всевышнему. У одного проявляется любовь к Всевышнему, у другого — стремление к победе над злом, у третьего — идея изучения Торы и т.д.),
ОСВОБОЖДЕНИЕМ ВСЕХ ЕВРЕЕВ ИЗ СЕМИ СТРАН, а, значит, со всего мира .
«И БУДЕТ В ТОТ ДЕНЬ: ГОСПОДЬ СНОВА, ВО ВТОРОЙ РАЗ, (ПРОТЯНЕТ) РУКУ СВОЮ, ЧТОБЫ ВОЗВРАТИТЬ ОСТАТОК НАРОДА СВОЕГО, КОТОРЫЙ УЦЕЛЕЕТ, ИЗ (1) АШШУРА И ИЗ (2) ЕГИПТА, И ИЗ (3) ПАТРОСА, И ИЗ (4) КУША, И ИЗ (5) ЭЙЛАМА, И ИЗ (6) ШИНАРА, И ИЗ (7) ХАМАТА…», ( Ишаяу 11:11)
СЕМЬ МОРСКИХ ОСТРОВОВ»
Семь дней в неделе;
Сыны Израилевы обходили семь раз вокруг стен Иерихо;
Седьмой год — “швиит” или “шмита”.
Семь ветвей меноры —
каждая из которых соответствовала одному из способов служения Всевышнему
Семь патриархов еврейского народа (Сара, Ривка, Рахель, Лея, Авраам, Ицхак, Яаков
Количество праздников(их семь) (Рош а-Шана, Йом Кипур, Суккот, Ханука, Пурим, Песах, Шавуот);
Семь благословений, «шева бэрахот», читают для жениха и невесты под хупой, и праздник их продолжается семь дней.
Семь дней траура по усопшим.
Семь «чистых дней» до погружения в микву.
Семь мужчин поднимаются в шабат к чтению недельного раздела Торы.
Семь оборотов ремня следует сделать на руке, возлагая тэфилин
семь нижних:
- шеоль
- авадон
- гейhином
- беэр шахат
- тит hийон
- цийа
- цалмавет
Семь законов Бней Ноаха.
Количество цветов радуги (их семь) соответствует количеству свеч в меноре. В данном случае подчёркивается связь меноры как иудейского символа с радугой как символа Завета Б-ога с Ноахом.
СЕМЬ нот музыкальной гаммы и Седьмой по счёту музыкальный интервал — септима.
Семь плодов Эрец Исраэль, имеющих святость.
Семь недель, семь раз по семь, евреи шли по пустыне и на пятидесятый день получили Тору,
Сказано в Торе, что Авраhам передал Авимелеху в Нэгеве у колодца семь баранов (Бэрешит 21:29-31)
Фараон, царь Египта, видел во сне семь жирных и семь тощих коров, семь полных колосьев и семь ущербных.
Каждое наказание в Египте продолжалось 7 дней.
Яаков работал на Лавана за то, что получил в жёны Рахель, дважды по семь лет.
У Итро было семь имён и семь дочерей.
Моше умер седьмого Адара.
Семь народов воевали с Израилем, сопротивляясь освобождению Обетованной Земли.
Семь дней праздника Песах и Суккот .
В Симхат Тора евреи совершают «шева акафот», семь раз обходят с лулавом и свитками Торы вокруг бимы.
Семеро приходят в гости к евреям, сидящим в сукке: 1)Авраhам,2) Ицхак, 3)Яаков,4) Моше, 5)Аhарон, 6)Йосеф и 7)Давид.
В седьмой год евреи прощают друг другу долги, «шмитат ксафим»
после семи лет рабства еврейские рабы возвращаются на свободу .
Семь недель от второго дня Песаха до 6 Сивана – «Сфират hа-омер».
Семь откровений даст Машиах народу Израиля:
- Престол славы Всевышнего;
- Выход на поверхность земли Кораха и всех, кто был с ним;
- Ган Эден;
- Дерево Жизни;
- Гейhином;
- И всех праведников мира;
- Умерших, вернувшихся к жизни.
(Сэфер Элияhу, глава «Машиах»).
Семь раз падают Цадиким
«Ибо праведник семь раз упадёт и встанет, а злодеи провалятся в беду» (Мишлей 24:16).
Каббалисты рассматривали менору как один из главных символов сфирот. При этом семь ветвей воплощают семь нижних сфирот; центральный ствол символизирует сфиру Тиферет (Слава) — источник «изобилия», которое перетекает в остальные шесть сфирот. Масло символизирует внутреннюю душу сфирот, источник которой — Эйн Соф (Вечный источник).
- Солнце-
Солнце соответствует сфире Тиферет, Великолепие, Гармония, поскольку именно вокруг Солнца обращаются все планеты системы - Луна и планеты
- Шабтай. (Сатурн) служит границей между миром видимого и невидимого… Слово «Шабтай» связано с понятием «шабат».
- Цедек — Юпитер самая большая планета Солнечной системы и практически самый яркий объект звездного неба. Поэтому совершенно справедливо, что ему поставлена в соответствие сфира Хесед – Милость.
-
Марс соответствует сфире Гвура, Строгость.Марс имеет специфическое еврейское название – «Маадим»
-
Венера носит еврейское название Нога (с ударением на первом слоге), что означает «Сияние». Венере соответствует сфира Нецах – Вечность, Победа.
-
Меркурий у евреев называется Кохав, что значит «Звезда». Он соответствует сфире
hод.
Вот семь, которых ждёт Небесный Суд:
- Кто не возлагает тэфилин на голову и не повязывает на руку, на одежде которого нет цицит, нет мезузы у входа в его дом, нет обуви на его ногах;
2. У кого нет жены;
3. У кого нет детей;
4. У кого есть дети, но он не учит их Торе;
5. Кто не спешит исполнять заповеди;
6. Кто не ходит в бет-кнессет;
7. Кто ест без нэтилат йадаим (не омывает руки перед едой).
(Бавли, «Псахим» 113-б).
Огонь семисвечника также служил символом того, что миру недостаточно Божественного света «сверху», нужен ещё «свет снизу», создаваемый человеком. Человек не должен удовольствоваться тем светом, той духовностью, мудростью и святостью, которые Всевышний ниспосылает миру, он должен обязательно добавлять к этому свою собственную мудрость и святость. Человек мог бы сказать:
«Что моя мудрость и святость по сравнению с мудростью и святостью Всевышнего?
Разве могу я улучшить то, что создал Бог?»
Но Всевышний для того и дал людям заповедь зажигать менору, чтобы они знали: весь свет солнца, луны и звёзд, весь духовный свет Божественной гармонии, существующей в мире, не исключает необходимости его исправления. Однако исправить мир может только человек, когда он добавляет в мир свет, и символ этого — зажигание меноры. И это «небольшое» исправление может повлиять на мир существенным образом. Тора — свет и огонь, и поэтому менора должна быть изготовлена из золота, чтобы быть похожей на застывший огонь. Тора — единое целое, не прибавить к ней ни буквы, ни идеи и не убавить от неё ничего. Так и менора должна быть изготовлена из цельного куска золота: при чеканке от неё нельзя было отсечь ни крошки. Даже сам Бецалель, самый искусный мастер, не знал, как это сделать.
Менора символизирует одновременно единство и многообразие человеческой природы: у всех нас общие истоки, мы все стремимся к общей цели, но идём к ней разными путями.
Менора символизирует человека, способного принимать Божественный свет с помощью Торы и добрых дел. Именно по этой причине она была высотой в 18 ладоней, в соответствии со средним ростом человека. И хотя человек создан из грубой материи, предохраняя себя от грязи низменных и безнравственных поступков, оберегаясь от совершения греха, он может полностью очиститься и избавить себя от разного рода примесей, и, тем самым, уподобиться столь дорогому металлу как золото. Единственный способ стать подобным меноре из чистого золота — принять на себя страдания, подвергнуться испытаниям, обладающим целительной силой, очищающим человеческую душу от всякой нечистоты. И об этом сказано: „…будет выкована из цельного слитка чистого золота“ (25:36) — посредством ударов, наносимых молотом, олицетворяющих собою „удары судьбы“, испытания.
Ствол меноры также должен быть выкован из чистого золота, символизируя тем самым, что слова человека должны быть немногими и потому драгоценны как чистое золото.
Существуют три способности, к обузданию которых должен беспрестанно стремиться человек: 1) половой инстинкт; (2 речь… (3) еда и питье.
О каждой из них говорится в тексте. „Основание“ (букв. „чресла“) означает половой инстинкт И в этом отношении человек должен обладать крайней сдержанностью и смирением, для того, чтобы не росло его вожделение.
А о речи сказано: „ствол“, поскольку это гортань, участвующая в образовании звуков, составляющих связную речь.
А о третьей способности сказано: „чашечки“ — намёк на бокалы, наполненные вином. А „шары“ — это еда и одежда, ибо намёк на это содержится в буквальном значении этого слова — „яблоко“ (в котором есть и мякоть и кожура, олицетворяющие собой соответственно еду и внешнее облачение). Цветки и их побеги олицетворяют собой все порождения человека — результаты его деятельности, намекая тем самым, что он не должен стремиться к получению выгоды за счёт другого, а довольствовался только тем, чего ему удалось достичь собственным трудом. Сердце того, кто поступает подобным образом, никогда не преисполнится гордыней».
Ветви меноры напоминают дерево и, таким образом, символизируют Древо Жизни.
Менора может также рассматриваться как перевёрнутое дерево, чьё ветви-корни получают питания с небес.