בס»ד
Первый псалом обращен к человеку: предостерегает и
указывает путь служения Всевышнему.
В этом псалме Давид говорит что же нужно сделать, чтобы Б-ог не оставлял нас и не скрывал Свое Лицо от нас? Что нужно чтобы и народ Еврейский вышел из галута ?
Нужнообращение. И сердцем и делами вернутся на путь Б-ожий.
Первый псалом как бы вводит нас во всю книгу, и учит какой путь нам выбрать.
Часто мы находимся в притеснении, чтобыпознать правильный путь. Когда теряется путь истины и человек блуждает во дворах неправды и суеты, Б-ог сужает его путь и ведет коридоромспасения. Но стены этого узкого коридора ведущего в жизнь вечную –
притеснители и злодеи. Очень часто попускается притеснение человеку тогда,когда сам он не в состоянии уразуметь и увидеть тропинку жизни среди широкихдорог смерти.
Первый псалом начинается каким путем человек должен идти ,
И заканчивается утверждением этого контраста:
«Путьправедных ведет к благословению и жизни, а путь нечестивых ведет к погибели
(Пс. 1:6).
Ибо знает Г-осподь путь праведных, а путь нечестивых
погибнет.
КИ-ЙОДЭЯ АД-ОНАЙ ДЭРЕХ ЦАДИКИМ, ВЕДЭРЕХ РЕШАИМ ТОВЭД.
כִּי־יוֹדֵעַ יְהוָה דֶּרֶךְ צַדִּיקִים וְדֶרֶךְ רְשָׁעִים תֹּאבֵד׃
Всякому кто наставил многих людей на путь праведный, не дозволяют Небеса впасть в грех. И всякому, кто многих ввел во грех, не дозволяют Небеса покаятся. Отчего не дозволяют небеса всякому, кто наставил многих на путь праведный, впасть в грех? Чтобы не вышло так, что будет он ввергнут в преисподнюю, асыновья его и ученики его будут в Раю, как сказано «Ведь не оставишь Ты душу мою в преисподней, не допустишь погибели праведника Своего» (Пс. 15.10). А отчего не дозволяют Небеса всякому, кто многих ввел во грех, покаятся? Что бы не
вышло так, что будет он в раю, а ученики его – в преисподней, как сказано:
«человек, на коем кровь, будет бежать до ямы гробовой, и не заступятся за него»
(Прит.28.17). (Бавли Йома 87а)
Так говорит Г-осподь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о
путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим (Иер 6:16)
… ДА ОСТАВИТ НЕЧЕСТИВЫЙ ПУТЬ СВОЙ И БЕЗЗАКОННИК — ПОМЫСЛЫ СВОИ, … да обратится к
Г-осподу, и Он помилует его, ( шм)
Г-осподь знает их путь и их сердца
(Иер.12:3), знает их тайные молитвы , знает их характер и то, как часто люди порицают, хулят, очерняют их.
Блаженство человека состоит в том, что он «не ходил». Потому что если «неходил…», то и «не вставал…», а если «не вставал», то и «не сидел…» (МидрашТеилим)
Беззаконный… не хочет он вразумиться, чтобы делать добро… становится на путь
недобрый, не гнушается злом(Пс35:5)
Я указываю тебе путь мудрости, веду тебя по стезям прямым. Когда пойдешь, не будет стеснен ход твой, и когда побежишь, не споткнешься… Не вступай на стезю нечестивых и не ходи по пути злых; оставь его, не ходи по нему, уклонись от него и пройди мимо; потому что они не заснут, если не сделают зла; пропадает сон у них, если они не доведут кого до падения; ибо они едят хлеб беззакония и пьют вино хищения. Стезя праведных — как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня. Путь же беззаконных — как тьма; они не знают, обо что споткнутся….
Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды.
Не уклоняйся ни направо, ни налево; удали ногу твою от зла, (Прит.4:11-29)
Блаженство человека состоит в том, что он «не ходил». Потому что если «неходил…», то и «не вставал…», а если «не вставал», то и «не сидел…» (МидрашТеилим)
Говорится оправеднике, который «не шел», «не ступал», «не сидел» (три действия), не совершавшем (трех действий), «по совету», «на дорогу», «в компании» и противопоставленном трем видам злодеев – злодеи, грешники, насмешники.
Не шел, не ступал, не сидел – возможно, реминисценция:
Слушай, Израиль: Г-осподь, Б-ог наш, Г-осподь един есть; и люби Г-оспода, Б-ога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. и внушай их детям твоим и говори о них,» сидя в доме твоем» » и идя дорогою, «»и ложась»
«и вставая» (шм.6:4-7).
Счастлив человек…. На совет преступников не ходил… – даже общения с преступниками следует избегать. Мы учим это из рассказа об Адаме и Еве. Если бы Ева отказалась говорить со Змеем, то он не соблазнил бы ее попробовать плод запретного древа, и люди не были бы изгнаны из Райского сада. В собрании глумливых не сидел – Слушайте слово Г-осподне, люди глумливые: вы заключили союз со смертью, заключили договор с преисподней… ибо сделали обман убежищем,
спрятались во лжи (Иш. 28:14-15).
Аскетический аспект толкования:
Совет нечестивых – помыслы на грех.
Путь грешных – изволение на грех.
Стояние – совершение, дело греха.
Седалище губительное – пребывание и коснение в грехе.
Злодеи — это те, кто обдуманно и умышленно делают нехорошие вещи, и толкают других к ним, что и является основным смыслом «совета злодеев»: совет, как факт, что они дали совет что-то делать, или совет, как собрание злодеев, когда
они сидят и обдумывают, чтобы сделать нечто злодейское.
Грешники — это те, кто, может быть, хотят делать хорошо, но их злое начало подталкивает их в противоположную сторону. Если же рассматривать похвалу, как относящуюся к человеку, который пошел по совету злодеев и раскаялся в этом, тогда можно понимать так: «хвала тому, кто не ходил; а если ходил, то хвала тому, кто раскаялся в этом и не стоял на этой
дороге; а если стоял, то хвала тому, кто раскаялся в этом и не сидел».
Сказал р. Шимон Пази: Так написано, чтобы научить тебя: Если только последуешь их совету, то в конце концов, останешься среди них, и если останешься – будешь восседать на их сборищах и насмешничать вместе с ними
(ВТ. Авода Зара 18б)
Приведем пример удаления от совета и пути нечестивых в лице Ноя, как говорилось выше, и в лице сыновей Корея = КОРАХА. Написано в Торе, что сыновья Кораха не пошли за ним, и, хотя опозорили этим
отца, зато сами смогли избежать наказания.
Смысл в том что вставшему на дурной путь не мешают, а вставшему на хороший путь — ему помогают с Небес. «Чему можно уподобить это? Торговцу продающему нефть (деготь) и бальзам (миро). Пришел за нефтью, говорит ему: отмеряй
себе сам. Пришел за бальзамом, говорит ему: погоди я буду отмерять с тобой, чтобы возблагоухали и я и ты». (Йома 38б)
Взгляни и убедись, что не подобны пути ВСЕВЫШНЕГО, благословен Он, путям сынов человеческих. Сын человеческий, если случится ему быть побежденным, пребывает в печали. Г-осподь же, когда случается Ему быть побежденным, радуется, как сказано
Пс.105:23.» ( Псахим 119а)
Теилим 5.9 Г-осподи! путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих;
уровняй предо мною путь Твой.
АД-ОНАЙ НЕХЭНИ ВЕЦИДКАТЭХА ЛЕМААН ШОРЕРАЙ, hАЙШАР
ЛЕФАНАЙ ДАРКЭХА.
יְהוָה נְחֵנִי בְצִדְקָתֶךָ לְמַעַן
שׁוֹרְרָי הוֹשַׁר (הַיְשַׁר) לְפָנַי דַּרְכֶּךָ׃
Просит Давид Г-оспода: исправи убо путь мой пред Тобой, сотвори да хожу путем непорочным. Сие же сотвори (враг моих ради), да избегну наветов и козней их. Так молится Давид чтобы показать, насколько потребна нам Божия помощь, исправляющая и покрывающая, предшествующая и совозследствующая людям, по причине множества врагов, наветующих нам и тщащихся привлечь нас ко грехам. Нарицает врагами всех тех,
кои препинают нам путь спасения.
Так как видя беды Давида, враги могли ожесточится и посчитать себя правыми в своем преследовании Давида. И ради этого просьба: «выправи путь Твой предо мной», что бы не коснели
враги в своем заблуждении и зле, и чтобы не соблазнялся простой народ.
Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, и да обратится к
Г-осподу, и Он помилует его, и к Б-огу нашему, ибо Он многомилостив. (Ис.55:6,7)
Таков Твой путь: милостивому Ты являешь милость Твою и воздаешь ему
большим, чем он того заслуживает. (Радак)
Суд и Милость Всевышнего, это Его ЦДАКОТ = милостыни к нам, которые
уравновешивают наш путь не давая уклонится с пути прямого.
В буквальном смысле: путь Милосердия Божьего был и в указании Торы создавать города убежища. (В трактате ВТ Макот 10а) написано, что на перекрестках дорог должны были указатели пути к городам убежищам с надписью «Убежище! Убежище!» И в Торе есть о том что Б-ог в прямом смысле спасает грешника Своей милостью
устраивая ему дорогу для спасения:
устрой дорогу и раздели на три части всю землю твою, которую Г-осподь Б-ог твой дает тебе в удел; они будут служить убежищем всякому убийце. 4 И вот какой убийца может убегать туда и остаться жив: кто убьет ближнего своего без намерения, не быв врагом ему вчера и третьего дня; (Втор.19:3,4) Он указывает грешникам путь – Что говорит пророчество о грешнике? – Душа грешника умрет. Что Тора говорит о грешнике? – Чтобы принес жертву. Что Создатель говорит о грешнике? – Чтобы раскаялся и вернулся на стези Всевышнего (Иерушалми, Макот 2:6). Приговор пророчества жесток по отношению к грешнику, приговор Торы – по отношению к жертвенному животному, приговор Всевышнего несет благо всем. Поэтому царь Давид, говорит: Благ и праведен… Добр и справедлив Г-осподь… (Мидраш Хахамим). Сам же мидраш есть предсказание о спасительном пути грешников, который
уготовал Б-ог.
Теилим 15.11 Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем
Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек.
1. ТОДИЭНИ ОPAX ХАЙИМ, СОВА CEMAXОT ЭТ-ПАНЭХА, НЕИМОТ
БИМИНЕХА НЭЦАХ.
תּוֹדִיעֵנִי אֹרַח חַיִּים שֹׂבַע שְׂמָחוֹת אֶת־פָּנֶיךָ נְעִמוֹת בִּימִינְךָ נֶצַח׃
.
Теилим 16.5 Утверди шаги мои на путях Твоих, да не колеблются стопы
мои.
5. ТАМОХ АШУРАЙ БЕМАГЛОТЭХА, БАЛЬ-НАМОТУ ФЕАМАЙ.
תָּמֹךְ אֲשֻׁרַי בְּמַעְגְּלוֹתֶיךָ בַּל־נָמוֹטּוּ פְעָמָי׃
16.4 В делах человеческих, по слову уст Твоих, я охранял себя от
путей притеснителя.
ЛИФЪУЛОТ АДАМ БИДВАР СЕФАТЭХА, АНИ ШАМАРТИ ОРХОТ ПАРИЦ.
לִפְעֻלּוֹת אָדָם בִּדְבַר שְׂפָתֶיךָ אֲנִי שָׁמַרְתִּי אָרְחוֹת פָּרִיץ׃
Теилим 17.31 Б-ог! — Непорочен путь Его, чисто (пламенеющее, палящее) слово
Г-оспода; щит Он для всех, уповающих на Него.
31. hАЭЛЬ ТАМИМ ДАРКО , ИМРАТ-АДО-НАЙ ЦЕРУФА , МАГЭН hУ ЛЕХОЛЬ
hАХОСИМ БО.
הָאֵל תָּמִים דַּרְכּוֹ אִמְרַת־יְהוָה צְרוּפָה מָגֵן הוּא לְכֹל הַחֹסִים בּוֹ׃
17.33 Б-ог препоясывает меня силою и устрояет мне верный путь.
33. hАЭЛЬ hАМЪАЗЕРЭНИ ХАЙИЛЬ, ВАЙИТЭН ТАМИМ ДАРКИ .
הָאֵל הַמְאַזְּרֵנִי חָיִל וַיִּתֵּן תָּמִים דַּרְכִּי׃
Ты Г-осподи управь их путь, Ты веди их, Ты храни
их – они Твои. Пс.54.23
Теилим 24.8 Благ и праведен (прям) Г-осподь, посему наставляет
грешников на путь.
8. ТОВ-ВЕЯШАР АДОНАЙ, АЛЬ-КЭН ЙОРЭ ХАТАИМ БАДАРЕХ.
טוֹב־וְיָשָׁר יְהוָה עַל־כֵּן יוֹרֶה חַטָּאִים בַּדָּרֶך
Пс. 24.9 направляет кротких к правде, и научает кротких путям
Своим.
9. ЯДРЭХ АНАВИМ БАМИШПАТ, ВИЛАМЭД АНАВИМ ДАРКО .
יַדְרֵךְ עֲנָוִים בַּמִּשְׁפָּט וִילַמֵּד עֲנָוִים דַּרְכּוֹ׃
Научает кротких… Обучает смиренных – скромности мы учимся у Всевышнего. Для дарования Торы Он выбрал не самую высокую гору, а низкую — Синай. Для дарования Торы Он выбрал не гордого царя, а скромнейшего из людей – пророка Моше. (Минхат Эрев). Кротость лучший руководитель, репетитор, и учитель Божественным законам и
тайнам (
Теилим 24.10 Все пути Г-осподни — милость и истина к хранящим завет
Его и откровения Его.
10. КОЛЬ-ОРХОТ АДОНАЙ ХЭСЕД ВЕЭМЭТ ЛЕНОЦЕРЭ ВЕРИТО ВЕЭДОТАВ
כָּל־אָרְחוֹת יְהוָה חֶסֶד וֶאֱמֶת לְנֹצְרֵי בְרִיתוֹ וְעֵדֹתָיו׃
Пс .24.12 Кто есть человек, боящийся Г-оспода? Ему укажет Он путь,
который избрать (избирает).
12. МИ-ЗЭ hАИШ ЕРЭ АДОНАЙ, ЁРЭНУ БЕДЭРЕХ ЙИВХАР.
מִי־זֶה הָאִישׁ יְרֵא יְהוָה יוֹרֶנּוּ בְּדֶרֶךְ יִבְחָר׃
Кто хочет быть боящимся Г-оспода, пусть приготовит сердце свое, ему Он укажет путь, какой изберет о Б-ог поможет ему и укажет путь, Б-огом избранный, чтобы человек шел по нему, и это есть путь добрый. А некоторые (например, раби
Авраам бен-Эзра) понимают в том смысле, что (путь) избирает человек. (Радак)
МОЛИТВА НАЙТИ ПРАВИЛЬНЫЙ ПУТЬ!
Он Царь наш, если Царство Его внутри нас есть. Его сила и Его помощь с нами если мы верны Ему.
Также этот стих может быть сказан как благословение и благодарение Творца засвышнее водительство и наставление, и помощь в прохождении путями ПравдыЕго.
Благословен Ты Г-осподь Б-ог путеводящий меня в правде твоей и
уравнивающий предо мной путь Твой.
Барух ата Ашем, hа-нохе оти
бе-цидкатеха hа-мейашер лефанай даркеха.
. Сказано о Торе: «Пути ее – пути гармонии и все дороги ее ведут к миру.