В первую Субботу после праздника Песах есть распространенный обычай делать и кушать халу в форме ключа.
Это большая сгула на материальный достаток (парнасу). Сгулот требуют понимания, ведь основная их идея – побудить нас обратиться к Вс-вышнему со своими просьбами. Итак, в чем же смысл этого обычая и почему «шлиссель хала» является сгулой на материальный достаток?
В книге «Оэв Исроэль» приводится объяснение, согласно которому одной из причин являются события, произошедшие в первые дни после того, как Йеошуа взял на себя руководства народом Израиля после смерти Моше-рабейну.
В «Книге Йеошуа» (5:11-12) говорится:
«И на следующий день Песаха (день после принесения пасхальной жертвы – прим пер.) стали они есть плоды земли этой, опресноки и поджаренные зерна, в самый тот день.
И перестал падать ман на другой день после того, как стали они есть плоды земли, и не было более мана у сынов Израиля, а ели они плоды земли кнаанской в тот год».
После смерти Моше-рабейну манна перестала выпадать, однако чудесным образом она еще оставалась в сосудах, использовавшихся для хранения манны.
16го же Нисана манна перестала появляться совсем. Это был переломный момент в жизни народа Израиля – до этого момента они не должны были заботиться о своем пропитании, так как манна выпадала в нужном количестве каждый день. Это было открытое чудо, явное проявление Творца. Теперь же каждый человек должен был трудиться, чтобы обеспечить себя и свои семьи. Собственно, как и мы сегодня.Разумеется, в конечном итоге пропитание все равно приходят нам от Вс-вышнего, однако теперь мы должны делать свой иштадлут (усилия) для того, чтобы это пропитание получить.
Поэтому в Субботу после Песаха мы просим Творца вспомнить, как Он открыл ворота Небес и обеспечил пропитание всего народа Израиля в дни Йеошуа бин Нун.
Да удостоимся все мы пропитания, достигаемого с легкостью, а не со страданиями. С почетом, а не с позором. Разрешенным образом, а не запрещенным. Для того, чтобы иметь возможность служить Творцу и изучать Его Тору!
Кроме того, мы должны молиться, чтобы наш иштадлут в конечном итоге привел к желаемым (и более того) результатам. И сегодня это только в руках Вс-вышнего и ни в коем случае нельзя об этом забывать. В ежедневной гонке за пропитанием, особенно в тех случаях, когда эта погоня становится успешной, очень легко забыть о том, что пропитание и сегодня находится в руках Всевышнего. Этот обычай — «шлиссель хала» — в очередной раз напоминает нам, что несмотря на все наши усилия, пропитание все же зависит от Творца.
Существует метафорическое описание того места на небе, откуда в наш мир спускаются благословения. Они хранятся за «воротами». В наших молитвах («Авину малкейну», молитвах Рош а-Шана и Йом Киппура и некоторых других молитвах) мы просим Вс-вышнего открыть нам врата небес для того, чтобы наши молитвы могли пройти к Нему. Также и сейчас, в первую Субботу после Песаха, мы просим Творца вспомнить, как он открыл ворота Небес и обеспечил пропитание всего народа Израиля в дни Йеошуа бин Нун. «Шлиссель хала» должна пробудить в нас это понимание, что весь материальный достаток только от Творца и только Он может отворить врата Небес для того, чтобы осыпать нас своими благословениями. Как результат этого понимания, мы должны обратиться к Всевышнему с просьбами открыть для нас эти врата!Почему этот обычай мы делаем именно в Субботу и именно с халой? Видится, что объяснение простое – Суббота является источником благословения (как мы и поем в песне «Леха доди»). А халы символизируют хлеба, которые лежали на столе в Храме. Эти хлеба, в свою очередь, являлись символом пропитания.Да удостоимся все мы пропитания, достигаемого с легкостью, а не со страданиями. С почетом, а не с позором. Разрешенным образом, а не запрещенным. Для того, чтобы иметь возможность служить Творцу и изучать Его Тору! Для того, чтобы увеличить наши шансы на открытие ворот пропитания, имеет смысл следует пожертвовать деньги в цдаку, так как хоть мы и просим Вс-вышнего одарить нас не по мере наших скудных заслуг, а в силу Его безграничной милости, тем не менее, когда мы действительно стараемся уподобиться Ему и несем добро другим, наши молитвы воспринимаются совершенно иначе. И потому мы надеемся, что в заслугу наших пожертвований Вс-вышний «мера за меру» откроет нам небесные источники благословения и благополучия, снабдит нас всем необходимым и предоставит нам средства на многие-многие добрые дела!
Дать цдаку вы можете любому нуждающемуся еврею. Лучше вашему ближнему родственнику или если они, слава Б-гу, не нуждаются, то тем, кто изучает Тору — таким образом вы и помогаете малоимущим (если конечно этот человек малоимущий), и поддерживаете Тору (это колоссальнейшая заслуга, ведь ради изучения и исполнения Торы Вс-вышний и создал этот мир!).
Другой смысл этого обычая заключается в том, что во время праздника Песах мы поднимаемся на очень высокий уровень, а на исходе праздника духовный свет покидает нас, но когда мы ведем счет Омера, этот свет понемногу возвращается. Ключ символизирует слова наших мудрецов:
«Откройте Мне просвет размером с игольное ушко и Я открою вам проход размером с зал (в Храме)».
Рабанит Нелли Ядаев