Первая заповедь была дана евреям перед исходом из Египта, когда Вс-вышний сказал Моше, указав на зарождающийся месяц: «Месяц этот для вас — начало месяцев, первый он у вас из месяцев года». (Книга Шмот, 12:2)
Когда Тора заповедала Израилю освящать начало месяцев и первым месяцем установить Нисан она указала также: «Оберегай месяц весенний и совершай Песах Г-осподу Б-гу своему (Книга Дварим,16)
Иными словами, устанавливая начало каждого месяца в соответствии с фазами луны, мы должны следить за тем, чтобы Нисан всегда оставался весенним месяцем.
Наши мудрецы нашли интересное сокращение, скрытое в слове «весна» — אביב (авив): אבי»ב, «отец двенадцати» месяцев.יב Под этим подразумевается, что подобно тому, как сын получает питание от отца, так каждый месяц года получает от нисана свое, если можно так сказать, «питание». Другими словами, Всевышний прежде всего посылает Б-жественную энергию нисану, который в свою очередь распределяет ее между остальными месяцами года.
Название месяца .
В слове Нисан также слышится ивритское нес — «чудо», намек на чудесные события исхода из Египта, происшедшие в этом месяце.
Слово «нес» в иврите имеет и еще одно значение: «древко знамени» (в таком значении оно встречается в книге Бемидбар, 21:8). В иврите также есть идиома «леалот аль нес», что означает «похвалить», «превознести».
Последовательность букв тетраграмматона, относящаяся к месяцу нисан, зашифрована в первых буквах слов стиха «йисмеху а-шамаим ве-тагель а-арец» («возрадуются Небеса и возликует земля»; Теилим, 96:11).
Эта последовательность образуется следующим образом: первая буква в слове «йисмеху» – «йод», первая буква (определенный артикль) слова «а-шамаим» – «эй», первая буква (соединительный союз) в слове «ве-тагель» – «вав» и первая буква (определенный артикль) слова «а-арец» – «эй». В таком порядке эти буквы образуют сам тетраграмматон, а не одну из возможных перестановок букв этого Имени. Согласно учению хасидизма, путем перестановки букв Имени и других слов в Торе изменяются и ограничиваются свет и энергия, которые эти буквы несут в себе в мир. Таким образом, в месяце нисан свет Всевышнего максимально проявляется в мире по сравнению с остальными месяцами года.
Нисан называется в Торе «началом месяцев» и «первым месяцем». Первое Нисана также считается Новым годом царей, ибо с него идет отсчет лет царствования правителя. Первым месяцем Нисан является в исчислении, принятом в Торе, а если считать от Тишрея, то он – седьмой месяц. Также в Торе Нисан называется «Ходеш га-Авив», то есть месяц весны, само слово «нисан» вавилонского происхождения, но также связано с весной, оно того же корня, что и слово «ницан» (почка, бутон), которое используется в «Песне песней» («Бутоны (ницаним) показались на земле» (Шир а-ширим 2:12).
Зодиакальным созвездием Нисана является овен, что, по мнению некоторых авторитетов, свидетельствует, что Вс-вышний создал этот месяц, чтобы в нем совершился исход, положивший начало формированию еврейского народа, задолго до пасхальной жертвы. Поскольку у египтян овцы были символом богатства, и даже в связи с этим служили объектом поклонения, то пасхальная жертва является знаком служения Вс-вышнему, и именно так объясняют мудрецы слова Торы: «Оторвите и возьмите себе мелкий скот для ваших семейств и зарежьте песах» (Шмот 12:21) – оторвитесь от идолопоклонства, возьмите себе мелкий скот, зарежьте египетских идолов и принесите пасхальную жертву (Шмот раба 16).
До конца месяца Нисан следует произнести особое благословение на цветущие деревья, выразив благодарность Вс-вышнему за обновление природы. Рамбам писал: «Всякий, кто выходит в Нисане в поле или в сад и видит там цветущие деревья с набухающими почками, должен произнести следующее благословение: «Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, Царь Вселенной, за то, что Ты ничего не лишил сей мир, создал в нем прекрасные создания, прекрасные и добрые деревья, дабы люди могли воспользоваться ими». Некоторые источники утверждают, что благословлять следует лишь плодовые деревья, причем, когда их два и более, и они старше трех лет, то есть уже не орла. Другие пишут, что, желательно, чтобы оно было произнесено при виде цветущего фруктового дерева или, по крайней мере, дерева, цветы которого имеют приятный запах. Но Вс-вышнего можно благословить, испытав удовольствие при виде любого дерева с только что распустившимися листьями.
Принято произносить это благословение именно в месяц Нисан. Мудрецы говорят, что достоин похвалы тот, кто в самом начале Нисана старается увидеть вновь расцветшее дерево, чтобы восхвалить Вс-вышнего за обновление природы.
Как сказано в Торе: «Этот месяц вам — начало месяцев» (Шмот раба 15) .
В Торе сказано: «Этот месяц вам — начало месяцев, первый он для вас из месяцев года». Как следует понимать слова: «Первый он для вас»? Они означают: «для вашей пользы». Если этот месяц хорош сам по себе, он будет хорош и для вас. Но даже если он сам по себе окажется нехорош, для вас он будет хорош. Так или иначе, в любом случае «первый он для вас» — «для вашей пользы».
«Первый он для вас». Всевышний назван в Писании «Первым»: «Я — первый и Я — последний, и кроме Меня — нет Б-га» (Йешайя 44:6) .
Цион — Храмовая гора — также назван «первым»: «Престол величия возвышен над первым, место святилища нашего» (Йирмия, 17,12) .
Первым названы и Эсав, о котором сказано: «И вышел первый» (Берейшит 25:25) , и Мошиах, о котором сказано: «Первый возвестит Циону: „Вот, вот они“» (Йешайя 41:27) .
Это значит, что Всевышний, который назван «Первым», построит Храм, который назван «первым», накажет Эсава, который назван «первым», и приведет Мошиаха, который также назван «первым». Когда это произойдет? В Нисане, первом месяце, про который в Торе сказано: «Этот месяц вам — начало месяцев, первый он у вас из месяцев года».
В Талмуде (Рош а-Шана, 11б) сказано: «Рабби Йеошуа говорит: “В нисане были освобождены, и в нисане предстоит им быть освобожденными”».