ЗАЖИГАНИЕ ПРАЗДНИЧНЫХ СВЕЧЕЙ.
Перед заходом солнца (за 18 минут до захода, а в Иерусалиме – за 40 минут) все женщины — зажигают праздничные свечи. Прежде, чем зажечь праздничные свечи, зажигают специальную долгогорящую (суточную) свечу — чтобы впоследствии от огня этой суточной свечи зажечь свечи на второй день праздника (т.к. в праздник можно зажигать свечи только от уже имеющегося огня) произносят благословения потом
зажигают праздничные свечи .
БАРУХ АТА АДО-НАЙ Э-ЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ, АШЭР КИДШАНУ БЭМИЦВОТАВ ВЭЦИВАНУ ЛЕАДЛИК НЭР ШЭЛЬ ЙОМ .
Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать свечу хорошего дня.
Во второй вечер праздника также зажигают свечи.
2. Праздничное пожелание. Перед Рош Ашана и в сам праздник евреи традиционно желают друг другу:
«ЛЕШАНА ТОВА ТИКАТЭВ УТИХАТЭМ» (женщине говорят: «ЛЕШАНА ТОВА ТИКАТВИ УТИХАТМИ»), что означает: «Да будешь ты записан(-а) и подписан(-а) на хороший год».
3. «Кидуш». Как в каждый праздник и субботу, в Рош Ашана мы совершаем «кидуш» над полным бокалом вина или виноградного сока.
Наполняют бокал вина до краев и произносят стоя:
«День шестой и завершены были небо и земля и всё воинство их. И завершил Б-г в день седьмой работу, которой Он занимался, и покоился в день седьмой от всей работы Своей. И благословил Б-г день седьмой, и выделил его, ибо это был день покоя от всей работы при Сотворении мира!»
Над вином:
Внемлите, господа мои!
«Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка вселенной, сотворивший плод виноградной лозы!
Барух, Ата, А-донай Элоейну борэ при а-гафэн
Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка вселенной, избравший нас из всех народов, и возвысивший нас над всеми племенами, и освятивший нас Своими заповедями!
И даровал Ты нам, Господь, Бог наш, с любовью (: этот субботний день и) этот день памяти, этот день, (когда мы вспоминаем о трепетных звуках шофара, ( по любви своей) дал Ты этот святой праздник — в память о выходе из Египта. Ибо нас избрал Ты и освятил среди всех народов, и сказанное Тобой, царь наш — истина и незыблемо вовек. Благословен Ты, Господь, Владыка всей земли, освящающий ( Шабат, и) Израиль, и день памяти!
«Барух Ата Адо-най Эло-эйну Мэлех а-олам, ашэр бахар лану миколь ам, вэ-ромеману миколь лашон, вэ-кидшану бэ-мицвотав, вэ-титэн лану, А-донай Эло-эйну, бэ-аава (эт йом а-Шабат а-зэ, вэ) эт Йом а-Зикарон а-зэ, Йом Зикарон Труа (бэ-аава), микра кодеш, зехер ле-ицийят мицраим. Ки ванну бахарта, вэ-отану кидашта ми-коль а-амим, у-дварэха эмэт вэ-каям ле-ад. Барух Ата А-донай, Мелех аль коль а-арэц, мекадэш а-Шабат вэ-Исраэль вэ-Йом а-Зикарон!»
В первый вечер Рош ха-Шана здесь произносят благословение «Ше-эхияну» («…дал нам дожить до этого времени!»):
Барух Ата Адо-най Эло-эйну Мэлех а-олам ше-эхияну вэ-кийману вэ-игиану лизман азэ
После «кидуша» омываем руки ( натилат ядаим) и съедаем кусочек халы, предварительно произнеся благословение:
БАРУХ АТА АДО-НАЙ Э-ЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ, АМОЦИ ЛЕХЕМ МИН ААРЭЦ.
Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка вселенной, выращивающий хлеб из земли.
В Рош Ашана перед тем как съесть кусочек халы его обмакивают в мед.
Блюда на Рош Ашана. Все блюда в Рош Ашана должны символизировать хороший и сладкий год. Первым после халы съедают кусочек сладкого яблока, окунутый в мед.
Перед этим произносят благословение:
БАРУХ АТА АДО-НАЙ Э-ЛО-ЭЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ БОРЭ ПРИ АЭЦ.
Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка вселенной, творящий плод дерева.
Потом желают:
ШЭТИТХАДЭШ АЛЕЙНУ ШАНА ТОВА УМЕТУКА.
Да будет у нас хороший и сладкий год.
СИМВОЛЫ ПРАЗДНИЧНОЙ ТРАПЕЗЫ
Во время праздничной трапезы в Рош а-Шана полагается съесть определенные продукты, символизирующие то хорошее, которое мы надеемся обрести в новом году. Размышляя над тем, что олицетворяют собой эти продукты, мы как бы соединяемся с самим Источником добра. Символика этих продуктов основана на игре их ивритских названий, которая связана с определенной надеждой, которую нам хочется осуществить в новом году.
Приведем взятый из Талмуда и сокращенный список таких продуктов-символов:
1. Лук порей (карти) Съев это, надо произнести:
«Да будет желанием Твоим, Всевышний, чтобы недруги наши были отсечены»
«Ийи рацон милефанеха, Авину ше-баШамаим, ше-ихрэту сойнейну»
2. Свекла (сэлек) Съев немного свеклы, мы произносим:
«Да будет желанием Твоим, Всевышний, чтобы не стало у нас противников».
«Ийи рацон милефанеха, Авину ше-баШамаим ше-истальку ойвейну вэ-сонейну вэ-холь мевакшей раатейну».
3. Финики (тмарим) Съев финик, произносят:
«Да будет желанием Твоим, Всевышний, чтобы враги наши исчезли с лица земли».
«Ийи рацон милефанеха, Авину ше-баШамаим, ше-йитаму ойвейну вэ-сонейну»
4. Морковь (гезер) Съев немного моркови, произносим:
«Да будет желанием Твоим, Всевышний, чтобы не было приговора против нас и чтоб заслуги наши были зачитаны пред Тобою»
«Ийи рацон милефанеха, Авину ше-баШамаим, ше-тигзор алейну гзерот товот»).
5. Гранат (римон) Съев зернышки граната, произносим:
«Да будет желанием Твоим, Всевышний, чтобы умножились наши заслуги как зерна граната»
«Ийи рацон милефанеха, Авину ше-баШамаим, ше-тарбэ зхутейну ка-римон»)
Установился обычай во время трапезы есть голову барана или овцы — в память о ягненке, принесенном в жертву вместо Ицхака, или голову рыбы — чтобы в наступающем году «быть при главе, а не в хвосте».
6. Голова рыбы (или барана). Съев кусочек, произнесите:
«Да будет желанием Твоим, Всевышний, чтобы были мы были во главе, а не в хвосте»
«Ийи рацон милефанеха, Авину ше-баШамаим, ше-нийе ле-рош, вэ-ло ле-занав»
7. Любая (кашерная) рыба. Сьев кусочек, произносим: :
«Да будет желанием Твоим, Всевышний, чтоб мы множились и умножались, как рыбы»
«Ийи рацон милефанеха, Авину ше-баШамаим, ше-нифрэ, вэ-нирбэ, кА-дагим»)
К празднику готовят, конечно же, и другие блюда. Главное, чтобы трапеза была вкусной и разнообразной.
Важно заметить, что не подают к праздничной трапезе ничего кислого или горького.
В конце праздничной трапезы читаем Биркат а-Мазон (благословение после еды), добавляя вставку — Яале ве-яво.
3) ЯБЛОКИ и МЕД — использовать КРАСНЫЕ яблоки – это СГУЛА для ШИДУХА , ШАЛОМ БАЙТ и Зера Шель Каяма ( забеременеть). Вкушение ЯБЛОКА – это особое святое время – Ше Эт Рацон ( время желания) –вдохните аромат яблока и попросить все, о чем хотите.
Именно в это время Яаков получил благословение от своего отца Ицхака. Когда Ицхак обнюхивал Яакоав – от Яакова исходил АРОМАТ ГАН ЭДЕН – запах ЯБЛОК — и несмотря на то, что он не был первенцем- он получил БРАХУ ИЦХАКА;
Гематрия «תפוח» (Тапуах — Яблоко) = гематрии «פרו ורבו» «Прву урву» (плодитесь и размножайтесь), а гематрия словоа «דבש» «Дваш» (мед) = гематрии слова «אשה» («Иша» — женщина), символизируя тем самым, что Рош а-Шана является благоприятным временем для бесплодных женщин.
Кроме того, в Рош Ашана принято есть гранат (ШЭЕРБУ ЗХУЙОТЭЙНУ КЭРИМОН/Да умножатся наши заслуги как косточки в гранате),
ГРАНАТ — попросить Вс- вышнего, чтобы реализовать свой потенциал ( как гранат наполнен зернами- так мы – мицвот- нужна только их реализация от нас); Скажите АШЕМУ , что также как трудно разобрать зерна граната, — так человеку тяжело реализовать свой потенциал и попросите Вс-вышнего о помощи;
голову рыбы (ШЭНИЙЕ ЛЕРОШ ВЭЛО НИЙЕ ЛЕЗАНАВ/Да будем мы головой, а не хвостом)
Голова рыбы: попросите Ашема , чтобы позволил вам вести вашу семью и быть во главе ее ( иногда дети управляют нами);
СГУЛА от АИН АРА – смотреть смотреть на голову рыбы ( ее глаза
Порей, свеклу, финики : попросить Вс- вышнего, избавить вас от чувства обиды, гнева, горечи по отношению к кому-либо и сбросить эти чувства подальше от себя и удалить их из вашего сердца. Попросите Ашема помочь восстановить отношения с этими людьми;
и некоторые другие блюда, в соответствии с обычаями разных общин.
4. Трубление в шофар. Особая заповедь Рош Ашана – слушать трубление в шофар. Оно символизирует коронацию Всевышнего как царя мира, а также имеет несколько других символических значений.
Нужно постараться услышать шофар и в первый, и во второй дни праздника.
«Ташлих». Этот обычай исполняют в первый день праздника после дневной молитвы. Идут к водоему (если нет водоема, его может заменить аквариум с рыбками), на его берегу произносят особые молитвы о милости Всевышнего, а затем символически вытряхивают над водой карманы – «освобождаются от грехов».
Тот, кто по какой-то причине не исполнил этот обычай в Рош Ашана, может исполнить его в последний день праздника Суккот