Сегодня йорцаят великого ученика Раби Нахмана , 10-го Тевета 1884-го года Раби Натан покинул этот мир. Раби Натан отражал свет Раби — раби Нахмана из Браслава. Раби Натан был прежде всего хасидом (последователем, учеником) в полном смысле этого слова. Он целиком посвятил всю свою жизнь распространению учения Раби и его сохранению для будущих поколений евреев. Это он, раби Натан расшифровал, записал, упорядочил и напечатал все труды раби Нахмана. Он сам написал множество книг, разъясняющих идеи Раби. Это раби Натан вёл Бреслевский хасидизм после кончины раби Нахмана. Это ему принадлежит инициатива ежегодного паломничества бреслевских хасидов к могиле Раби в Умань в канун Рош a-Шана. Этот обычай исполняется до сегодняшнего дня. Без раби Натана из Бреслева не было бы такого Бреслевского хасидута, с каким мы знакомы сегодня. Раби Натан был мужественным человеком, человеком, который боролся за свои убеждения. Он происходил из важной, богатой семьи. Однако, будучи ещё молодым, он пожертвовал своими отношениями с семьёй ради того, чтобы пойти по новой и противоречивой в то время тропе хасидизма. После того, как раби Нахман умер, раби Натан вновь проявил своё великое мужество. Как самый главный и преданный ученик Раби Нахмана, он мог лёгко быть признан следующим Рэбэ (главой хасидов), с уже готовым контингентом последователей. Однако он смотрел на себя как на обыкновенного, простого хасида, чья миссия в жизни была – распространение учения своего Раби. Несмотря на оппозицию и множество помех, он достиг этой цели. Весьма возможно, что второй акт его мужества был ещё более великим, чем первый. Раби Натан (евреи ашкеназского происхождения произносят это имя как «Раби или Рэб Носсон») родился в Немирове (Украина) в 1780 году. Его отец рэб Нафтали-Герц был богатым дельцом и знатоком Торы. Когда раби Натан был ещё мальчиком, он уже искал ответы на вопрос — в чём состоит цель жизни в этом мире. Однажды маленький Натан сидел в синагоге рядом со своим выдающимся дедом рэб Ицхаком Данцигом. Он заметил, что отсутствует один старик, который обычно сидел рядом с его дедом. Когда он спросил своего деда, почему тот человек не пришел, дед ему ответил, что в предыдущую ночь старик умер. С того самого дня раби Натан стал готовить себя ко дню смерти. Он ежедневно исповедовался перед Творцом, отчитываясь о всех своих поступках. Когда рэб Натан ещё учился в хедэре, он уже был подающим надежду талмид-хохамом (знатоком Торы). Его учитель был изумлён — как это мальчику легко удается разобрать трудный отрывок Талмуда, который они учили. Учитель решил его проэкзаменовать. Объяснение раби Натана было таким подробным и ясным, что посредством этого объяснения он ответил на все трудные вопросы, которые поставили другие учащиеся. В 1793 году раби Натан, которому в то время было только тринадцать лет, женился на Эстэр-Шейндл Ауэрбах, дочери раби Давида-Цви Ауэрбаха. Тесть раби Натана был выдающимся знатоком Торы. Он был главным раввином в трёх больших городах Украины: в Шаргороде, Могилёве и Кременце, а также в примыкающих к ним городах и местечках. Даже раби Барух из Меджибожа, один из руководителей хасидского движения, был очень высокого мнения о раби Давиде Цви, несмотря на то, что тот был яростным противником хасидизма. Он однажды высказался, что раби Давид-Цви – так свят и праведен, что сам Элияу a-Нави (Илья-пророк) танцует перед ним. Раби Натан так относился к своему тестю, что он не представлял себе, что кто-нибудь может быть более великим, чем он – даже Моше Рабейну (Моисей)… Два года молодая пара жила в доме раби Давида-Цви в Шаргороде. В течение тех двух лет знания в Торе молодого раби Натана настолько возросли, что его считали совершенным знатоком Торы. Его тесть хотел, чтобы он стал даяном (раввинским судьёй) в Бейт-Дине (Раввинском Суде), несмотря на то, что в то время ему было всего лишь пятнадцать лет. Уровень атмады (усидчивости, старательности в учёбе) юного раби Натана был невероятно высоким. Все те, которые встречали его, понимали, что он не мог достигнуть таких громадных высот в знании Торы без круглосуточного учения (из вступления к книге «Алим ли-Труфа»). Часы раби Натана, подаренные ему Как сын митнагеда (противника хасидизма) и как зять митнагеда, раби Натан, естественно, был в то время сам противником хасидского движения. Город Шаргород, в котором жил его тесть, был также известен своим анти-хасидским настроем. Его тесть даже читал ежедневно членам своей семьи лекции о вреде этого движения. В 1795 году по требованию родителей раби Натана молодая пара вернулась в родной город раби Натана – Немиров. Там он мог продолжать учение, а также постепенно овладевать семейным бизнесом — торговлей. Содержал молодую семью его отец, страстный противник хасидизма. В то время два близких друга раби Натана — раби Липа и раби Нафтали — стали последователями одного из хасидских вождей. Раби Натан проводил со своими друзьями много времени, обсуждая с ними это новое движение. Они неустанно старались его убедить в преимуществах этого движения, но он стойко сопротивлялся всему, что имеет отношение к хасидизму. Как-то раз случайный гость раби Натана с большим вдохновением произнёс обыкновенное благословение. Раби Натана поразил его энтузиазм. Когда раби Натан спросил его об этом, тот ответил, что он последователь известного хасидского вождя раби Зуши из Аниполя. Раби Натан немедленно отправился в Аниполь, чтобы самому увидеть то, что побудило его гостя стать последователем хасидского ребе. Он был так тронут тем, что он там увидел, что в течение последующих пяти лет он регулярно посещал нескольких хасидских вождей, включая раби Зушу, раби Леви-Ицхака из Бердичева, раби Баруха из Меджибожа, раби Гедалью из Линица и раби Шалома из Пробишта. Раби Натану пришлось быть очень мужественным, чтобы решиться на это – посещать хасидских вождей. Надо понимать, что он происходил из богатой и уважаемой в городе семьи, был чрезвычайно образованным молодым человеком. Он был искренним, и его любили все, кто его знал. Его карьера была обеспечена. Теперь же он подвергал ее опасности. Сначала раби Натан был ярым противником хасидизма. Но преодолев свою предвзятость, он понял со временем, что хасидизм – замечательный путь служения Богу, и, быть может, самый подходящий для него. Изучая хасидизм все глубже, он постепенно изменил свои взгляды на жизнь. Всем этим он вызвал гнев своей семьи. После того как, раби Натан согрелся в тепле хасидизма и вкусил его сладость, он попытался объяснить своим друзьям и членам своей семьи, почему он почувствовал к нему тягу: «Разница между хасидом и митнагедом — это как разница между тёплым и холодным «кнышем». Фарш у обоих одинаковый, но – тёплый кныш настолько вкуснее!» Раби Натан часто ездил в Бердичев, учиться под руководством раби Леви-Ицхака. Однажды после дневных занятий он зашёл в местную синагогу, чтобы почитать Псалмы, и в конце концов задремал. Ему приснилась лестница, он пытался на нее взобраться, но безуспешно. Потом он увидел человека на вершине лестницы. Этот человек подбадривал и убеждал его продолжать подниматься по лестнице, чтобы добраться до вершины. Через короткое время он встретил этого человека… В 1802 году раби Нахман переехал из города Златополье в Браслав, который находился лишь в девяти верстах от Немирова. Некоторые из друзей раби Натана поехали к Раби Нахману, чтобы с ним познакомиться. Когда раби Натан увидел, что они вернулись совершенно другими людьми, он тоже отправился в путь, чтобы встретиться с этим новым хасидским вождём. Раби Натан в первый раз встретил раби Нахмана из Бреслева в воскресенье 22-го Элула 1802 года. Когда раби Натан вошёл в его дом, раби Нахман посмотрел на него и сказал: «Теперь я уже не один. Мы уже давно знаем друг друга, но прошло много времени до тех пор, пока мы увиделись лицом к лицу». Раби Натан немедленно узнал в Рэбэ человека, стоявшего на вершине лестницы, которую он видел во сне. В эту богатую событиями первую встречу раби Нахману было 30 лет, а раби Натану – всего лишь 22. «С тех пор, — как писал раби Натан, — Ребе взял меня под свои крылья и приблизил меня к себе». Вот тогда-то Раби Натан и нашёл своего духовного вождя, своего истинного «Ребе». Раби Натан вернулся в Браслав на следующей неделе, чтобы провести Рош а-Шана с Ребе. После праздника раби Нахман попросил раби Натана записать урок Торы, который Ребе произнес в Рош а-Шана, под его диктовку слово в слово. Это был метод, которым они оба пользовались на протяжении всех оставшихся лет, проведённых вместе. Раби Натан писал: «Он (т. е. Рэбэ) давал двар Тора (урок Торы, поучение)….а потом….он мне её диктовал, предложение за предложением, на идиш, а я сидел вместе с ним и записывал его на Святом Языке … В большинстве случаев, после того, как я писал то, что он диктовал, я ему снова это перечитывал». Раби Натан провёл всю ту зиму в поездках из Немирова в Браслав к Ребе и обратно. Он стал самым близким учеником Ребе, и Ребе поручил ему огромное по сложности и ответственности задание: собрать и записать все учение раби Нахмана в систематическом порядке. На протяжении той зимы раби Натан жил в доме своего отца. Он не мог скрывать ни свои поездки в Браслав, ни свою самоотверженность и ревностность в исполнении мицвот. Его отец, будучи вне себя от гнева, отказал ему в праве есть за своим столом. Раби Натан был вынужден обедать и ужинать в доме своего деда, а его жена, будучи противницей хасидизма, продолжала кормиться в доме своего тестя. Разозлённые члены семьи насмехались над раби Натаном, над его новым жаром и воодушевлением при исполнении мицвот. Однако всё изменилось к лучшему после того, как жена раби Натана поговорила со своим отцом о новом образе жизни её мужа. Рав Давид-Цви спросил свою дочь, находит ли всё ещё раби Натан время для учения Торы с тех пор, как он стал хасидом. Она ответила, что он не только продолжает учиться, но фактически учит вдвое или втрое больше, чем он учил прежде. Тогда рав Давид-Цви начал её убеждать в том, что если уж у неё такой драгоценный муж, то ей следует сделать всё, что в её силах, чтобы его поддержать. Отношение к раби Натану его отца также изменилось после того, как товарищи отца по торговле стали убеждать его в том, что он слишком уж жестоко обращается с таким «прекрасным, дорогим сыном». В конце концов он распорядился, чтобы раби Натан принимал участие в семейном предприятии и получал достойную зарплату. Таким образом раби Натан смог содержать свою семью, посвящая большую часть своего времени учению Торы и аводат a-Шем (служению Б-огу). Он мог теперь ездить к Ребе по крайней мере раз в несколько недель. Он мог систематически и глубоко учить Талмуд и Шулхан Арух, а также учение раби Нахмана. Однако раби Натан всё ещё чувствовал, что слишком плотный распорядок дня отвлекает его от учения. Несмотря на то, что ему удавалось ежегодно повторять весь Талмуд и Шулхан Арух, он был огорчён тем, что не может охватить ещё больше материала. Именно тогда раби Нахман и научил его, что «немножко – тоже хорошо», и что если обстоятельства будут ему мешать сделать столько, сколько ему бы хотелось, он не должен сдавался. Наоборот, ему тогда следует просто-напросто продолжать до тех пор, пока он не достигнет цели. На следующий год по рекомендации раби Нахмана раби Натан взялся за интенсивное изучение aлахи (Еврейский Закон). Раби Натан оставался верным учеником и хасидом своего Рэбэ в течение семи последующих лет. Он продолжал записывать все уроки и поучения раби Нахмана, постепенно организовывая их в форме книг. Среди них были первая и вторая части «Ликутей Моаран», «Кицур Ликутей Моаран». Он также начал работать над своим энциклопедическим трудом под названием «Ликутей aлахот». Это монументальный восьмитомный труд, представляющий собой аллегорическое объяснение законов (алахот) «Шулхан Аруха» на основе учения раби Нахмана. После нескольких пожаров в Браславе раби Нахман переехал в Умань. Во вторник 4-го Ияра 1810 года раби Нахман покидает Браслав. Раби Натан сопровождает его в этой поездке. Ребе едет домой, в свой последний дом в этом мире. Раби Нахман уже был очень болен туберкулёзом, и он понимал, что его время в этом мире истекает. Он желал быть погребённым в Умани, возле двадцати тысяч мучеников, зверски убитых гайдамаками во время восстания Гонты в 1768 году. Раби Натан провёл Рош а-Шана (Новолетие) с раби Нахманом в Умани. Там присутствовало около шестисот человек. Между Йом Кипуром и Суккот раби Нахман передал раби Натану свое личное завещание. Раби Нахман умер в четвертый день праздника Суккот. Раби Натан описал последние несколько минут жизни раби Нахмана: «Казалось, что он уже скончался… Я начал рыдать и кричать: «Ребе! Ребе! На кого вы нас покидаете!?» Он услышал меня и пошевелился. Затем он повернулся к нам, как будто говоря: «Я не покидаю вас, Боже упаси!» (Дневник раби Натана, «Йемей Моаранат», 1:62- 64). Немедленно после смерти раби Нахмана один из хасидов взял ту рукопись, которую Ребе велел сжечь после его кончины, и бросил её в огонь. Раби Натан горько плакал приблизившись к огню. Он объяснил, что он хотел хотя бы «вдохнуть святой дым откровений, которыми наше поколение не удостоилось усладиться». Итак, раби Нахман был погребён рядом с двадцатью тысячами мучениками на старом клабище в Умани. Когда раби Натан вернулся к своей семье после Суккот, ему надо было сидеть «шива» (траур) по одному из своих братьев, который именно тогда скончался. Впоследствии он писал: «Я приехал домой с разбитым сердцем, подавленный, осиротевший, без духовного отца — одинокая потерянная душа, за которой некому смотреть. А тут мне пришлось оплакивать дорогого брата, как раз после потери Ребе. «Бог делает всё в надлежащее время» (Коэлет, 3:11), (Дневник Раби Натана, «Йемей Моаранат», 1: 68). После смерти раби Нахмана раби Натан не знал, по какому направлению идти. И тогда он вспомнил историю, которую ему рассказал раби Нахман. Это была история о хасиде. Учитель этого хасида, умирая, сказал ему, чтобы тот продолжал жить и дальше согласно его урокам. Эта история подтолкнула раби Натана к выбору верного пути. Как сказал сам раби Натан: «Это укрепило мою решимость вдуматься в каждое слово, которое я когда-либо слышал от Раби. Это дало мне силу противостоять всем препятствиям, стоявшим на моём пути». В ту минуту раби Натан понял, что долгом его жизни является выполнение той миссии, которую на него возложил раби Нахман– распространить его учения во всём мире, и с помощью этого приблизить своих братьев к Богу. Раби Натан посвятил последующие 34 года своей жизни выполнению этой миссии. Немедленно после смерти раби Нахмана раби Натан напечатал вторую часть книги «Ликутей Моаран», сборник уроков раби Нахмана; книгу «Сефер а-мидот», которую продиктовал Рэбэ до своей кончины; сокращённую книгу «Кицур (Краткий) Ликутей Моаран», являющуюся кратким изложением основных положений «Ликутей Моаран», на написание которой его учитель дал ему благословение. На протяжении 34 лет раби Натан написал и издал ещё несколько книг, таких как «Ликутей Эцот» — расширенный вариант «Кицур Ликутей Моаран», составленного по темам; «Ликутей Тфилот» — уникальный сборник молитв, основанных на уроках раби Нахмана. Вскоре после первого издания «Ликутей Тфилот» раби Натан сказал, что несколько человек уже заслужили Будущий Мир благодаря чтению этих молитв . Раби Натан завершил свой энциклопедический труд «Ликутей алахот». Он опубликовал книгу «Сказочных историй» раби Нахмана, а также «Сихот а-Ран» — сборник задушевных бесед Раби. Некоторые из влиятельных вождей того поколения оспаривали путь раби Натана и пытались воспрепятствовать ему. Они считали, что провозглашая избранность раби Нахмана, раби Натан наносит ущерб их авторитету. По их инициативе на него был сделан донос властям, в результате которого раби Натана заключили в тюрьму за его убеждения. Правительство наложило запрет на браславские книги, а позднее конфисковало типографию, организованную раби Натаном. Но всё же, несмотря на все доносы и клевету, раби Натан настойчиво продолжал исполнение своей миссии, которую Рэбэ возложил на его плечи. Он помнил то, чему учил его Рэбэ – никогда не сдаваться! Зимой 1822 года раби Натан и его ученик рэб Иеуда- Элиэзэр отправились в Страну Израиля. Хотя они провели в Стране Израиля лишь один месяц, всё их путешествие заняло десять месяцев. Ле илуй нешама Шолум Бен Туричиман.