14 Ияра
3881 (121) года ушла из этого мира душа Рабби Меира Бааль аНес («Чудотворца»).
Раби Меир, известный как Бааль Анес (Чудотворец) — величайший мудрец эпохи Мишны
Великий мудрец эпохи танаев. Ученик раби Акивы.
Известен как автор многих притч и пословиц.
«Мишна Меира» легла в основу кодекса, составленного Иехудой ха-Наси. Талмуд свидетельствует, что «анонимная мишна представляет точку зрения Меира, следующего взглядам Акивы» (Санх. 86а; ТИ., Иев. 4:11, 6б). Меир рассматривал ученость как величайшее благо еврея: «Всякий, изучающий Тору ради нее самой, удостаивается многого»
Тремя жизненными устоями Меир считал учение, труд и молитву.
Меир придавал особое значение жизни в Эрец-Исраэль, утверждая, что «тот, кто живет на Земле Израиля… говорит на священном языке и произносит Шма утром и вечером, тому обеспечена его доля в будущем мире».
Семейная жизнь Меира была отмечена трагическими событиями.
Зарабатывал он себе на жизнь работой `софера, переписчика Торы.
В народе прославился как человек, способный творить чудеса. Отсюда его второе имя — Бааль Анес, чудотворец.
Меир-Баал-а-Нес жил в Тверии в тяжелые для евреев времена после разгрома восстания Бар-Кохбы и даже был учеником его духовного лидера и наставника раби Акивы. Один из главных составителей Талмуда (Устной Торы).
Ни один из Праведников не удостоился такого количества легенд и преданий, как Меир. Он творил невероятные чудеса (“Баал-Нес” – евр. “мастер чудес”) и добродетели, помогал людям при жизни, а теперь продолжает свои благодеяния и после смерти.
Однажды одна из женщин, которые слушали проповеди Меира в синагоге, заслушалась и опоздала к субботней трапезе. Муж увидел не готовый к субботе дом, свечи не горят, стол не накрыт, разозлился на Меира и выгнал жену из дома, приказав ей не возвращаться, пока она не плюнет Меиру в глаз.
Тогда, желая помочь несчастной, он распустил слух, что у него на глазу ячмень и необходимо плюнуть ему в глаз, чтобы исцелиться.
Приблизившись к женщине, Меир попросил ее сделать это, и она, умирая от смущения и страха, выполнила приказ… Мужу женщины, бывшему при этом свидетелем, ничего не осталось делать, как разрешить жене вернуться домой.
Другая легенда рассказывает, как сестру жены Меира, известную своей красотой, схватили римляне, и отправили в гарем наложниц (гетер). Она была девственницей, не знавшей мужчин, и жена Меира попросила ее освободить.
Гробница Раби Меира была хорошо известна в диаспоре благодаря посланцам Эрец-Исраэль. Начиная с 18 в. почти в каждом еврейском доме можно было найти «кружку Меира Ба‘ал ха-Неса», куда хозяйка дома опускала мелкую монету перед зажиганием субботних свечей. Поскольку народная молва приписывает усыпальнице чудотворную силу (защита от грозящей опасности или болезни, возвращение пропажи, излечение от бесплодия, изгнание греховных мыслей), распространился обычай жертвовать на ее содержание деньги, свечи и светильное масло.
Просьбы не только о здоровье, богатстве, удаче и т. д… Так вот, здесь самым сильным свойством является исполнение просьбы о нахождении потери.
Причем речь идет не только о материальной, физически ощутимой утрате – ключи, кошелек, мобильник (это то, что мы обычно теряем дома, или на улице), хотя именно это в первую очередь находится. Бывают потери гораздо более тяжелые… Речь идет о духовных утратах: жизненные силы, любовь близкого человека, терпение, смысл жизни…