Рав Абау бывший во времена римлян главным равином Кейсарии.
Кейсария и евреи
В памяти еврейского народа Кейсария осталась городом язычников, воротами проникновения римской культуры в землю Израиля, антиподом Иерусалима.
Мудрецы Талмуда выразили это в следующем высказывании:
«Кейсария и Иерусалим, если скажут — оба пали – не верь, оба стоят – не верь, пала Кейсария а Иерусалим стоит и наоборот – верь» (Вавилонский Талмуд, трактат Мегила).
После падения второго Храма, во времена Мишны и Талмуда, в Кейсарии существовала еврейская община. Среди мудрецов ее значились Раби Ошая и Раби Абау. Здесь был отредактирован трактат Незикин Иерусалимского Талмуда.
Сказал Раби Абау :
«Мир держится заслугами тех, кто по скромности своей ведут себя так, как будто их и нет.»
(Раби Абау, Вавилонский Талмуд, Хулин 89а).
В Иерусалимском Талмуде сказано:
“Раби Абау послал своего сына, раби Ханину, изучать Тору в Тверии. Через некоторое время ему сообщили, что вместо того чтобы изучать Тору, раби Ханина занимается благотворительными делами. Раби Абау направил к сыну посланца с такими словами:
“Разве не хватает здесь, у нас в Кейсарии, умерших, что я тебя послал в Тверию?”.
Ведь уже решили мудрецы в Лоде, что изучению Торы отдается предпочтение даже перед выполнением заповедей. И мудрецы Кейсарии уточнили, что это правило действует только в том случае, когда есть рядом те, кто может выполнить эти заповеди, но если некому выполнить эти заповеди, предпочтение отдается выполнению
Мудрецы объяснили это так: “Написано: “…И ничто из желаемого тобой не сравнится с ней (с мудростью). Однако то, чего желают Небеса, с ней сравнится (т.е. если ты должен выполнить одну из заповедей — желание Небес, прерви изучение Торы и выполни заповедь — Раши). Но в другом стихе написано: “Все желанное не сравнится с ней (с мудростью) . “Все желанное”, в том числе и то, чего желают Небеса. Во втором случае говорится о заповеди, которую другие могут выполнить за тебя, а в первом — о заповеди, которую другие не могут выполнить за тебя”.
Священное масло предназначалось для помазания скинии собрания, священной утвари, ковчега, жертвенника, Аарона и его сыновей. Миро являлось неизменным, священным для сынов Израиля на все времена.
В период Второго Храма масло афарсемон изготовляли в нескольких районах, но самое лучшее считалось из Эйн Геди – селения, располагавшегося в районе Мёртвого моря, – оно превосходило все остальные. Секрет его изготовления бережно хранили. Из Эйн Геди масло доставляли в Иерусалим. Рассказывают о раби Абау: «Незадолго до его кончины Небеса показали ему тринадцать рек масла афарсемон. Когда он спросил, кому принадлежит это богатство, то услышал: «Раби Абау» (Йерушалми, Авода зара, 3:1).
Рабанит Нелли Ядаев.