Сразу после женитьбы на дочери Таны Рабби Пинхаса бен Яира, по завершении семи дней празднеств, Рабби Шимон бар Йохай ушёл в Бней Брак в ешиву Рабби Акивы. Он учился там тринадцать лет подряд. Всё это время не отходил от своего святого учителя и ненасытно пил сладость его речей. Время от времени Рабби Шимон посылал людей, чтобы узнать о жизни своих близких. Но сам он всё это время не возвращался домой, так как не хотел прекращать учёбу у Рабби Акивы даже на минуту.
Народ Израиля остался верен Вс-вышнему и Его Торе, и изучение Торы распространилось в те тяжёлые дни более, чем в спокойные периоды истории, несмотря на все тяжкие гонения римлян, стремившихся вырвать с корнем и предать забвению Тору Израиля.
Поколение Рабби Шимона бар Йохая пришло к высокой ступени постижения в изучении Торы. Всего ещё два поколения подобны этому поколению: поколение Моше Рабейну и поколение Машиаха. Как написано, что от Рабби Шимона и до нашего праведного Машиаха не будет такого поколения, как поколение, в котором жил Рабби Шимон бар Йохай.
Однажды Рабби Шимон сидел в обществе Танаим Рабби Йоси и Рабби Йуды. Они обсуждали деяния римских властей. Рядом с ними сидел сын прозелитов — Йуда бен герим.
Рабби Йуда похвалил римлян: красивы поступки этого народа — они построили рынки, мосты, бани и многое другое.
Рабби Йоси был не согласен со словами Рабби Йуды. По его мнению, римляне строили не ради евреев, а для себя. Всё же Рабби Йоси промолчал и не высказал этого мнения, потому что боялся доноса.
Но Рабби Шимон сказал то, что думал: всё, что сделали римляне, они делали ради себя, ради своей пользы и удобства, а не ради других. Построили рынки для своих развлечений, бани — чтобы насладить своё тело, и мосты — чтобы взимать налоги с путников.
Иуда бен герим, слышавший всё это, по неосторожности рассказал об этой беседе своим друзьям, а вскоре все подробности этого разговора дошли до ушей императора. Римские министры ненавидели евреев и вынесли свой приговор. Рабби Йуду, который хвалил империю, — поднять в должности и объявить уважаемым человеком. Рабби Йоси, который ничего не сказал, будет наказан изгнанием в Ципори (город в Галилее). А Рабби Шимон, который осудил римлян, будет наказан смертью.
Вскоре слух о приговоре дошёл до Рабби Шимона бар Йохая, и он решил вырваться из когтей негодяев.
Он и его сын Рабби Элазар скрывались в одной синагоге, а жена Рабби Шимона каждый день приносила им еду. Она делала это тайно, чтобы никто не видел, потому что если бы римляне заметили её и нашли их убежище, то горькой была бы судьба Рабби Шимона и Рабби Элазара. Но римляне не теряли надежды схватить Рабби Шимона и усилили свои поиски. Однажды Рабби Шимон сказал своему сыну: женщина не способна выносить мучения много времени. Боюсь, что римляне будут пытать твою мать, чтобы раскрыть наше убежище. Возможно, что она не сумеет выдержать пытки. Мы должны искать для себя другое место.
Рабби Шимон и Рабби Элазар нашли пещеру, скрытую в селении Пекиин. В ней не было ничего, кроме песка. Где им было взять еду, питьё, чтобы утолить голод и жажду? Но Вс-вышний никогда не оставляет праведников. И Он дал им чудесным образом пропитание в далёкой пещере. У входа в пещеру выросло рожковое дерево, сладкими плодами которого они питались в будни. А перед каждой субботой на этом дереве появлялись плоды инжира, чтобы была у праведников особая еда в субботу. В скале возле дерева образовалась расщелина, и из неё забил источник прозрачной воды. Всё же праведники были озабочены мыслью об одежде. Ведь одежда истлеет со временем. Что делать? И вот они решили учиться, зарывшись в песок по шею. А одежду надевали только во время молитвы. Дни бежали быстро, оба праведника — Рабби Шимон бар Похай и его сын Рабби Элазар, несмотря ни на что, сидели и занимались Торой …. Ничто не отвлекало их на этом пути, они работали в Торе днём и ночью без устали и перерыва. Два раза в день приходил Элияу аНави и учился с ними.
Так прошло двенадцать лет. Два больших праведника поднимались всё выше, достигая всё больших высот в Торе и святости. Пришло время, и умер римский император, который вынес смертный приговор. Но Рабби Шимон и его сын не знали об этом. Пришёл Элияу аНави, встал у входа в пещеру и провозгласил: кто сообщит бар Йохаю, что умер император и приговор отменён? С радостью выслушали Рабби Шимон и его сын добрую весть. Вышли из пещеры и направили свои стопы домой.
Они вышли в путь, и перед ними раскрылся простой материальный мир, от которого они были оторваны двенадцать лет. Увидели людей, занятых полевыми работами, поиском заработка, а не Торой. Были поражены: как люди оставляют вечную жизнь и заботятся о преходящем?
Рассказывают мудрецы, что от большой святости разгневались праведники, и всё сгорало перед их взором. Раздался Голос с Небес:
— Вы вышли, чтобы разрушить Мой мир? Вернитесь в пещеру.
Послушались Рабби Шимон и его сын Голоса Небес и вернулись в пещеру. Через двенадцать месяцев сказали:
— Ведь даже грешников осуждают в Геиноме только на двенадцать месяцев. Разве мы хуже их?
Тут же прозвучал Голос с Небес и сказал:
— Выходите из пещеры. — Оставили Танаим пещеру и направились домой.
В пути увидели охотника, держащего лук со стрелами. Он охотился на птиц. Каждый раз, когда они слышали Голос с Небес: «Свободна! Свободна!», — охотник не мог поймать птицу. А когда слышали: «На смерть!», — то попадала птица в руки охотника …
Сказал Рабби Шимон:
— Видишь, сын мой, без провозглашения с Небес, даже птица не попадает в руки охотника. Тем более, человек. Если установили для человека годы доброй жизни, то никто не сумеет ему навредить.
Они продолжали свой путь. Но вот, снова, куда бы ни посмотрел Рабби Элазар, происходили разрушения. А Рабби Шимон смотрел и восстанавливал всё то, что Рабби Элазар предал уничтожению. Сказал Рабби Шимон:
— Смотри, сын мой. Невозможно, чтобы сегодня все занимались только Торой. Необходимо, чтобы люди работали в поле для пропитания. Мир же может существовать, даже если только двое — я и ты – будем изучать Тору.
Рабби Шимон и его сын пошли дальше. В пятницу под вечер, уже близко к субботе, увидели старого еврея. Он бежал, и в руках у него было две ветки адаса.
Спросили его святые Танаим: — Зачем они тебе? Ответил им старик: — В честь субботы, чтобы вдыхать их аромат. Сказали Танаим: — Ведь для этого тебе было бы достаточно одной ветки. — Но необходимо две, чтобы соответствовало сказанному: захор и шамор (помни и сохрани), — ответил им этот еврей.
То есть, он знал секрет двух мицвот Торы: помни день субботний, чтобы его освятить, и сохрани субботу, чтобы освятить её.
Обрадовался Рабби Шимон и сказал сыну: — Смотри, как евреи любят мицвот. И сказали:
— Как хорошо, что мы встретили в пути этого замечательного еврея.
Когда стало известно Рабби Пинхасу бен Яиру, тестю Рабби Шимона, что его великий зять с Рабби Элазаром приближаются к городу, сразу вышел к ним навстречу. После того, как утихла первая радость встречи, Рабби Пинхас повёл Рабби Шимона в баню, чтобы смыть песок, в котором тот сидел долгие годы. Так раскрылось глазам Рабби Пинхаса, что всё тело святого Рабби Шимона в трещинах, покрыто ранами, высохло от песка, в котором он находился тринадцать лет. Рабби Пинхас пришёл в ужас от увиденного. Защемило его сердце и из глаз потекли горячие слёзы. Эти солёные слёзы пролились на открытые раны Рабби Шимона и усилили его боль. Когда Рабби Пинхас обнаружил это, то воскликнул: — Горе мне, мой святой зять, что я вижу тебя в таком состоянии! Ответил ему Рабби Шимон:
— Счастлива моя доля, что ты видишь меня таким. Иначе бы я не пришёл к своей ступени, которую я заслужил изучением Торы в пещере, так как Тора приобретается только готовностью отдать жизнь за неё, перенести любые мучения.
Рассказывают мудрецы, что Рабби Шимон был большим человеком в Торе и до того, как вошёл в пещеру. На каждый вопрос, который задавал тогда Рабби Шимон, он получал от Рабби Пинхаса двенадцать объяснений. Но через тринадцать лет, когда Рабби Шимон вышел из пещеры, на каждый вопрос, который задавал Рабби Пинхас, Рабби Шимон давал ему двадцать четыре объяснения.
Однажды Рабби Шимон бар Йохай повстречал Йуду бен герим — человека, который не сберёг язык, в результате чего Рабби Шимон и его сын были вынуждены прятаться в пещере. Рабби Шимон удивился и сказал: — Этот человек ещё живет?
Посмотрел на него, и тот превратился в груду костей.
О том, как Рабби Шимон бар Йохай ушёл из мира
Рассказывают мудрецы, что когда заболел Рабби Шимон бар Йохай, вошли к нему Рабби Пинхас, Рабби Хия и Рабби Аба. Спросили его: — Фундамент мира может умереть? Ответил им:
— Не высший суд разбирает моё дело. И я вижу, что не буду отдан ангелу и высшему суду. Я не такой, как остальные люди, — Вс-вышний сам судит меня, как сказал Давид в своей молитве Вс-вышнему: суди меня Ты, Элоким, рассуди мои тяжбы. Только Он будет меня судить, но никто другой.
Так мы учили, когда человек умирает, высший суд разбирает его дело. Есть ангелы, которые стараются оправдать человека, а есть, те, что пытаются обвинить его. И подсудимого ждёт суд, но не такой, как ему бы хотелось. Но тот, кого судит сам Властелин, высший Король, находится в лучшем положении: суд над ним всегда оканчивается добром. Почему? Так мы учили: Сердце высшего Короля всегда склоняется к заслугам человека. И Он милосерден, и в Его силах простить грешников, как написано: Ты прощаешь ради страха перед Тобой. Прощает Он, но никто другой. Поэтому я попросил Его, чтобы только Он меня судил. И я войду в Будущий мир через все тринадцать входов. То есть, тринадцать мидот рахамим — тринадцать Рек Афарсемона, через которые вошли только праотцы. И никто меня не сможет задержать, так как я ни в чьём разрешении не нуждаюсь.
Сказал Рабби Шимон ещё что-то, и увидели ученики, что он исчез. Они были очень удивлены, и охватил их такой большой страх, что не могли произнести ни слова. Сидели и почувствовали чудесное благоухание. Пришли в себя и увидели Рабби Шимона. Услышали, что Рабби Шимон говорит с кем-то, но не видели никого, кроме него. Через некоторое время Рабби Шимон спросил их, видели ли они кого-нибудь. Сказал ему Рабби Пинхас:
— Мы все были удивлены, когда ты исчез со своей кровати на продолжительное время. А затем, когда увидели тебя, то почувствовали райское благоухание и услышали твой голос. Мы не знали, кто говорит с тобой.
Спросил Рабби Шимон: — Разве вы не слышали моего собеседника? Они ответили: — Нет. Сказал им Рабби Шимон: — Как видно, вы ещё не достойны видеть его лица. И продолжил Рабби Шимон:
— Послали за мной с небес и показали мне там место праведников в Будущем мире. И мне понравилось только место Ахии аШилони. Я избрал себе там место и вернулся. И пришли со мной триста душ праведников во главе с Адамом. И он сидел и говорил со мной.
Приблизился к нему сын Рабби Элазар и спросил: — Отец мой, а где моё место там? Ответил ему Рабби Шимон:
— Счастлива твоя доля, сын мой. Много времени пройдёт, пока будешь похоронен рядом со мной. Но в Будущем мире я избрал место для себя и для тебя. Счастлива наша доля и доля праведников, которые будут прославлять Господина мира, как ангелы-служители. И об этом сказано: праведники возблагодарят, прославят Твоё Имя.
Так мы учили. В день ухода из мира Рабби Шимон подводил итоги. Собрались друзья в его доме: Рабби Элазар — его сын, Рабби Аба и остальные друзья. Весь дом был наполнен людьми. Они сидели, а Рабби Шимон открыл глаза и увидел то, что увидел. И огонь окружил дом, и вышли все, кроме Рабби Элазара — его сына, и Рабби Абы. Сказал Рабби Шимон своему сыну:
— Выйди и посмотри, присутствует ли здесь Рабби Ицхак. Ведь я поручился за него, когда Ангел смерти хотел его убить. Скажи ему, чтобы подготовился и сел возле меня — счастлива его доля.
Встал Рабби Шимон со своего места и сел. Улыбнулся и был рад. Спросил:
— Где друзья?
Встал Рабби Элазар и ввёл их. И они сели перед ним. Поднял Рабби Шимон руки, помолился с большой радостью и сказал:
— Пусть останутся только те друзья, которые были в пещере идры — собрания.
Все вышли, кроме Рабби Элазара, Рабби Абы, Рабби Йуды, Рабби Йоси и Рабби Хии. К ним присоединился также Рабби Ицхак.
Сказал ему Рабби Шимон: — Как хороша твоя доля, много радости добавится тебе сегодня. И ещё сказал Рабби Шимон:
— Сейчас время особого благоволения. Я хочу войти в Будущий мир без стыда. Вот, есть вещи святые, которые я не раскрывал до сих пор. И я хочу раскрыть их перед Шхиной, чтобы войти с ними в Будущий мир.
Рабби Шимон произнёс речь, в которой раскрывал секреты Торы, и завершил её предложением — потому что там установил Вс-еышний благословение жизни навечно… и замолк, не успев произнести последнего слова. Душа Рабби Шимона бар Йохая поднялась в Ган Эден, когда сказал слово хаим — жизнь.
Рассказывает Рабби Аба. В момент выхода его души произнёс Голос с небес: продлённые дни, годы жизни и мира добавят тебе, жизнь просил у Тебя, и Ты дал ему дни, продлённые навечно. Весь тот день не стихал огонь, и никто не мог подойти, приблизиться к нему. А я лежал на земле, рыдая. Когда утих огонь, увидел я, что вот он, светоч, Святая Святых, который ушёл из мира, лежит укрытый, на правом боку, с радостным лицом. Встал сын Рабби Шимона и поцеловал его руку. А я лизал прах, что под его ногами.
Хотели друзья произнести погребальные речи, но не могли говорить. Заплакали. А Рабби Элазар, его сын, трижды падал без чувств и не мог раскрыть рта. А затем сказал: — Отец, отец, нас было трое, и остался я один (ибо ушли уже из мира его отец Рабби Шимон, и Рабби Пинхас — его тесть). И продолжил:
— Вот, «бродят всюду хайот», а «птицы летят и пропадают в бездне большого моря», и «все друзья будто напоены кровью». Открылось ему, что даже животный мир ощущает горечь траура по Рабби Шимону.
Встал Рабби Хия и сказал:
— До сих пор он, великий светоч (Рабби Шимон) заботился о нас. А теперь пришло время отдать ему почести.
Встали Рабби Элазар и Рабби Аба и подняли его в погребальном паланкине. Видел ли кто-нибудь друзей в такой растерянности?
Весь дом наполнился приятным благоуханием. И занимались подготовкой к захоронению, а Рабби Элазар и Рабби Аба несли его кровать.
Вдруг явились вооружённые и рассерженные люди из деревни Ципори, потому что желали, чтобы Рабби Шимон был похоронен в их деревне. Но жители Мирона прогнали их с криками, так как считали, что Рабби Шимон должен быть похоронен в Мироне. Но когда вынесли кровать из дома, она поднялась в воздух, и огонь пылал перед ней. И был слышен Голос с небес: собирайтесь на праздничное восхваление Рабби Шимона, как сказано: придут с миром и пребудут в отдохновении на своём ложе. И так, паря в воздухе, кровать оказалась в пещере на горе Мирон. Когда люди вошли в пещеру, услышали Голос: вот человек, перед которым содрогается Земля и все королевства
Множество обвинений замолкает в этот день в твою заслугу, Рабби Шимон бар Йохай. Все дни, твой Хозяин будет прославлен твоими делами. Счастлива твоя доля вверху и внизу. Высшие сокровища приберегаются для тебя. И о тебе сказано: и ты иди к концу в отдохновении и встанешь к своему жребию, к завершению правому