Сегодня 18 Адара Йорцаят Великого Рабби Александр Зискинд из Гродно,
покинул этот мир восемнадцатого адара 5554 /1794/ года (во второй адар високосного года).
Упоминается в раввинистической литературе под именем «ИОША» — по первым ивритским буквам названия его известной книги (на русский язык это название можно перевести как «Основа и корень служения Всевышнему»). Был он мистиком, кабалистом, аскетом, усердно трудившимся над сочинениями нравоучительного характера, многостороннее влияние которых трудно переоценить. О нем рассказывали, что он «целыми днями сидел взаперти в узкой комнатушке и учил Тору.
Р. Александр Зискинд написал книгу Йесод вешореш аавода (Основа и корень служения), ставшую своеобразным кодексом нравственного поведения и руководством к совершенному выполнению заповедей. Он особенно подчеркивал значение трех фундаментальных основ, на которых строится служение Творцу: кавана — душевный настрой и концентрация на выполняемой заповеди, симха — радость, испытываемая от возможности выполнять заповедь, и итлаавут — воодушевление и духовное пробуждение, вызываемое ее выполнением.
Основа и корень служения Всевышнему»). Был он мистиком, кабалистом, аскетом, усердно трудившимся над сочинениями нравоучительного характера, многостороннее влияние которых трудно переоценить.
В своем завещании он щедро передал детям основные ценности, накопленные им за долгую жизнь. Он заповедал:
«Примите над собой власть нашего Творца и Создателя — и каждую свободную минуту трудитесь над познанием Его святой Торы… И если вам, не дай Б-г, придется погибнуть, отдав жизнь за свое еврейство, пожертвуйте своей жизнью ради Него с великой, безмерной, радостью». И в самом конце завещания он прибавил: «И пусть неизменным будет ваше стремление к Земле Израиля — и по пути, по которому человек стремится идти, его поведут с Небес».
Его потомки взяли себе фамильное прозвище Бараз — аббревиатура слов «Бней раби Александр Зискинд» (Сыновья р. Александра Зискинда).
На могильном камне он завещал выгравировать:
«Александр Зискинд, сын Моше, рожденный Ривкой, — служитель Б-га».
Истории про Рава!
Рассказывают, что автор «Йесод ве-Шореш а-Авода» рав Александр Зискинд однажды шел по улице в Гродно и увидел простолюдина, который выглядел очень довольным и радостным. Удивился рав: «Чего это он такой довольный, он хоть раз в жизни пробовал вкус понимания трудного отрывка Рашба?»
И ещё Поведаем грустную историю, случившуюся более двухсот лет назад в Гродне, где жил раби Александр Зискинд, составитель сборника «Йесод вешореш Аавода». Рассказ о том, как евреи способны чувствовать свободу, даже когда на их шею уже накинута веревка палача.
За несколько дней до Песаха разнеслась по городу страшная молва о том, что один из евреев схвачен по обвинению в убийстве с целью раздобыть христианской крови. Обычный кровавый навет. Но представьте себе, что ощущали евреи в те дни, ожидая погрома, и что переживал несчастный задержанный, которого обвинили в немыслимом преступлении.