|
Скрытый смысл книги ТЕИЛИМА псалом 3 Говорит об Хушай Арки, одного из соратников Царя Давида . Псалом 3 наставляет молиться в тягостных и опасных обстоятельствах, не забывая, что «спасение… от Г-оспода» и, доверившись Ему, спать спокойно. 3:1) «Псалом Давида, – когда бежал Он от Авшалома, сына своего.» Из первого стиха этого псалма следует, что он был написан Давидом, «когда он бежал от Авшалома , сына своего» Это глубоко личная молитва царя, попавшего в беду. Многочисленные враги Давида были уверены, что положение его безнадежно, но он, избранник Б-ожий, чувствовал себя под защитой Всевышнего и днем и ночью и потому не сомневался в конечном своем избавлении. «3:2 Г-споди, как многочисленны враги мои, многочисленны поднявшиеся на меня! Многие говорят о душе моей: нет спасения ему в Б-ге! Сэла! « Пс. 3:1-3. Относительно стих 1 во вступительной части к этому комментарию. В стихе 2 Давид жалуется Б-огу на восставших против него врагов. Мы знаем что «силы оппозиции» во главе с сыном Давида — Авшалом, вынудив царя бежать из дворца, пустились за ним в преследование. Враги дерзко насмехаются над ним, жалуется Давид, уверенные в том, что Б-ог от него отвернулся (стих 3). Господь — щит Давида (3:4-7) 3:4) «А Ты, Г-споди, щит для меня, слава моя, и возносишь голову мою» Пс. 3:4. На опыте своей предыдущей жизни, с ее бесконечными войнами и превратностями, Давид убедился, что истинным его защитником («щитом») является Б-ог. Это Он дает ему одерживать победы и прославляет его («возносит голову его»). 3:5) Голосом своим к Г-споду взываю, и ответил Он мне с горы святой Своей. Сэла! (6) Я лежу и засыпаю, пробуждаюсь, потому что Г-сподь поддерживает меня. Пс. 3:5-6. На опыте благотворного общения с Б-огом и зиждется упование Давида. Трудно понять грамматическую категорию времени, в котором стоят эти стихи лучше читать в прошедшем времени: Я взывал… Он слышал? То есть Давид мог это говорить на следующий день после вознесения молитвы. Ответом на молитву объяснялось в таком случае, что и, будучи окружен преследовавшими его врагами, Давид ложился, спал, вставал (прошедшее время), ибо Сам Г-осподь был на его защите. «Если я обрету милость в глазах Г-спода, то Он возвратит меня [в Иерусалим] и даст мне видеть его [Ковчег Завета] и обитель его» (Шмуэль II, 15:25). Полагался Давид на Всевышнего, что Он ответит ему, как написано здесь: «и Он ответит мне с горы святой Своей» (3:5) – издалека, словно вблизи. «Я лежу и засыпаю. Я проснулся, потому что Г-сподь поддерживает меня» (3:6). Здесь вспоминает Давид совет Ахитофеля Авшалому – взять двенадцать тысяч воинов, ночью догнать Давида, и когда он спит, уставший и обессиленный, навести панику на его отряд и убить только его. Этот совет не принял Хушай Арки, убеждая, что Давид, без сомнения, не расположит отряд на ночлег, и сам не будет спать в такой важный момент. Свидетельствует Давид, насколько точным был совет Ахитофеля: «Я лежу и засыпаю» (3:6) – действительно, если бы атаковали его в ту ночь, то нашли бы его спящим, и он был бы убит, не успев проснуться. «Я проснулся, потому что Г-сподь поддерживает меня» (3:6) – Всевышний повернул все так, что был отвергнут совет Ахитофеля. «Не боюсь я десятков тысяч [из] народа, которые расположились вокруг меня» (3:7) – по совету Хушая Авшалом должен был собрать большую армию, окружить Давида и привести его к капитуляции. Пишет здесь Давид, что такого развития событий он не боялся. «Восстань, Г-споди! Спаси меня, Б-г мой!» (3:8) – это молитва Давида во время войны с войском Авшалома. «Ибо Ты бьешь по щеке всех врагов моих, сокрушаешь зубы грешникам» (3:8) – намек на гибель главного противника Давида – Ахитофеля, который увидел, что не принят его совет, и повесился. «У Г-спода спасение! Благословение Твое над народом Твоим навеки!» (3:9) – в самый драматический момент Давид молился, чтобы в этой войне не погибли люди с обеих сторон. И Всевышний ответил на его молитву – со смертью Авшалома война сразу прекратилась. 3:7) «Не боюсь я десятков тысяч народа, которые находятся вокруг меня. « Пс. 3:7. Убеждаясь в этом вновь и вновь, Давид перестает страшиться своих преследователей скорбные ноты в его молитве сменяются торжествующими. От Г-оспода спасение (3:8-9) 3:8) Встань, Г-споди, помоги мне, Б-г мой, ибо Ты бил по щеке всех врагов моих, зубы нечестивым расшиб Ты Пс. 3:8-9. Может быть, и вторую часть стих 8 следует читать в прошедшем времени. Зная (по опыту), что прежде Г-осподь наносил поражение его врагам, Давид мог просить Его об этом и теперь. Но, может быть, лучше понимать образность этого стиха как выражение уверенности со стороны Давида: не сомневаясь в том, что Б:ог и на этот раз избавит его от врагов, он говорит об этом как о факте, уже совершившемся. 3:9) У Г-спода спасение! (Да будет) на народе Твоем – благословение Твое! Сэла!» Псалом завершается (стих 9) нравоучением: «спасение приходит от Г-оспода», и молитвой Давида о праведных (о «народе», угодном Г-осподу). Тех, которые относят себя к Его народу.
|
|