בס»ד
Бикур Холим_ Посещения Больных .
В своде еврейских законов Шульхан Арух написано: «Если кто-то болен, на каждом человеке лежит обязанность навестить его, поскольку мы знаем, что Святой, благословен Он навещал больных.
Впервые с заповедью посещения больных мы сталкиваемся в недельной главе Веэра. В ней говорится, как Сам Всевышний пришёл навестить Авраѓама, когда тот был нездоров на третий день после обрезания.
Всевышний послал ему трёх ангелов, каждого со своей задачей. Одним из них был ангел Рефаэль, небесный ответственный за излечение больных.
А почему Всевышний послал трёх ангелов, а не одного ангела для выполнения любой задачи? Раши объясняет: «Один ангел не может делать два дела». Дальше в главе Вайера мы читаем об ангеле, который спасает Лота во время уничтожения Седома и Аморы. И говорят мудрецы, что это был тот же ангел, который излечил Авраѓама. А как же правило «один ангел не может делать два дела?»
Тора преподносит нам урок. Помощь больным – это отчасти спасение жизни. Когда мы навещаем больного, интересуемся его здоровьем, приносим ему еду и вообще помогаем как можем, это способствует его излечению, а значит – спасает его жизнь. Поэтому спасение Лота и излечение Авраѓама – это не два дела, а одно.
Лечение и помощь больному – это просто градации спасения жизни.
Страдания больного, которого никто не посещает, усугубляются, и его состояние, как правило, ухудшается.
Хотя мы и считаем время, выделенное на посещение больных, как добровольное, на самом деле это осуществление мицвы, религиозной необходимости, возложенной на нас как на евреев. В этом смысле участие в Бикур Холим имеет духовное значение, которое выходит за рамки чисто личной заботы. Люди созданы по образу Б_ога. Это побуждает действовать нас наилучшим образом по примеру деяний Б_ога.
Таким образом, осуществляя Бикур Холим, мы строим свои действия соответственно деяниям Б_ожьим и активно выражаем наше уважение к Нему путем ухода за теми, кто создан по Его образу и подобию.
Если больного никто не посещает, чувство тоски и одиночества усугубляют его болезнь, что иногда может привести к трагическому исходу, который рабби Акива приравнивает к «пролитию крови». Если же больной чувствует, что его любят и в нем нуждаются, его желание поправиться усиливается.
Рассказывают такую историю:
«Посетитель пришел к больному и спросил, что его беспокоит. После того, как больной рассказал ему, посетитель заметил: «О, мой отец умер от той же болезни». Больной очень расстроился, но посетитель сказал: «Не волнуйтесь, я буду молиться, чтобы Бг Вас вылечил». На что больной ответил: «Когда будете молиться, добавьте, чтобы он избавил меня от посещений глупых людей».
Наши благие намерения должны быть подкреплены умением, тактом и эффективностью. Идеальный посетитель должен оказывать оптимистическую поддержку, помощь в независимости и уметь слушать.
В данном случае посетитель не проявил должной чувствительности, что делает необходимыми следующие рекомендации:
Посещения служат нескольким уровням нужд пациентов — практическому, физическому, духовному и эмоциональному. Но все эти уровни близко связаны между собой. Удовлетворяя безотлагательные физические и практические нужды пациента, вы этим успокаиваете его. Влияние такой заботы серьезно недооценивается. При составлении программы Бикур Холим для посетителя полезно учитывать следующее.
Законы заповеди «посещение больных»
Основные «моменты» этой заповеди таковы:
1. Заповедь выполняется каждый раз, когда Вы навещаете больного, даже несколько раз в день. Однако при этом следует быть внимательным и следить за тем, чтобы не потревожить его или не причинить неудобство.
2. Не следует навещать недруга, чтобы тот не подумал, что человек рад его участи.
3. Если больной по какой-то причине лежит на земле (на полу), не следует во время посещения сидеть возле него на стуле, поскольку в изголовье больного находится Шхина (Б-жественное присутствие), — не следует «возвышаться» над ней.
4. Если сам человек не может прийти к больному, нужно послать к нему кого-то другого или хотя бы написать (позвонить) ему.
5. Больной не обязан вставать даже перед высокопоставленными чиновниками и главами государства. Если больной все-таки встал, чтобы поприветствовать кого-либо, ему не говорят «Садись», поскольку это может быть истолковано как «Садись и продолжай болеть».
6. Разрешается навещать больных и в субботу. Но тогда вместо принятых форм молитвы произносят: «В субботу не следует взывать, а исцеление скоро придет». Некоторые добавляют: «Велика милость Его, и пусть будет им отдых и мир».
7. Если человек навестил больного, но не помолился за него, по некоторым мнениям, он не выполнил заповедь посещения больных так, как того требует Закон.
8. Если в семье кто-то заболел, следует пойти к одному из мудрецов города и рассказать о случившемся, чтобы тот помолился за него. Есть также традиция благословлять всех больных в синагоге во время чтения свитка Торы (даже в субботу).
9. Не навещают больных, у которых болезнь кишечника или глаз, а также все заболевания, из-за которых человек стесняется встречаться с другими людьми. То же касается болезни, при которой больному очень тяжело говорить с другими. Но в таком случае приходят, чтобы проверить, есть ли у больного все необходимое, и становятся рядом с его комнатой, чтобы помолиться за него.
10. Не сообщают больному о смерти близкого человека, пока он не поправится. Даже если больному стало известно об этом, ему не делают крия (надрез на одежде), не оплакивают при нем мертвого. Все это может очень сильно повлиять на состояние больного и повредить ему.
11. Раби Иеуда а-Хасид (12 в.) говорил: «Бедный болен и богатый болен, и многие идут к богатому оказать ему уважение. Ты иди к бедному, даже если богатый -знаток Торы».
12. «Сын мой! Будь осторожен, посещая больного, так как посещающий должен облегчить его болезнь… Помолись о нем и выходи! Не отягчай его состояния, сидя у него, ибо хватает ему горестей болезни его. Когда войдешь к больному, войди к нему с радостью, ибо сердце его и глаза его — на входящем к нему». (Недарим, 40а)
13.»Нужно проявить внимание, когда входишь к больному и нет у него (т.е. он беден); не входи с пустыми руками. Когда выздоровеет он, поспеши принести ему еду, и будешь в его глазах как излечивший его и вернувший его душу». (Раби Элиэзер)
14. «Близкие приходят к заболевшему сразу, как только занемог он, а дальние приходят к нему через три дня».(Шулхан арух, Йоре деа)
15 .»Сказал Шмуэль: не посещают больного, пока не прошел у него жар… Сказал раби Элиэзер: не посещают того, у кого кишечная болезнь, и того, у кого болят глаза, и того, у кого головные боли. Предположим (понятно, почему не посещают) того, у кого кишечная болезнь, — из-за позора, но того, у кого болят глаза, и того, у кого болит голова, — какова причина (что не посещают их)? …Сказал рав Иеуда: разговор тяжел для глаза». (Недарим 40.
Больной, состояние которого сильно ухудшилось и есть основания полагать, что жить ему осталось совсем немного, должен произнести видуй (исповедаться). Ведь тот, кто исповедуется, удостаивается доли в будущем мире. Не следует делать это в присутствии детей и женщин, чтобы их плач или страх не ускорил его смерть. Ему также говорят, что нужно попросить прощения у тех, кого он обидел, и тех, кому он причинил вред. Смерть сама по себе, без прощения, не может стать искуплением. Кроме того, ему советуют дать цдаку, а если он не соблюдал заповеди, считается большой мицвой
помочьему раскаяться и вернуться к вере в Творца.
Рабанит Нелли Ядаева.