בס»ד
Правила омовения рук после трапезы — перед чтением Биркат Амазон благословения после еды, На иврите такое омовение рук именуется —
маим ахроним .
Причина такой рекомендации опасение, что человек, запачкав пальцы в поваренной соли, в составе которой во времена Талмуда могла оказаться примесь сдомской соли, потрет ими глаза. А сдомская соль очень опасна для зрения.
В более поздние времена сдомская соль исчезла с торговых прилавков. Поэтому Учителя эпохи Тосафот (Франция, Германия 12-13 вв.) приняли решение, что маим ахроним — процедура желательная, но необязательная.
Однако другие Учителя усматривают в этом вопросе иную грань Истины.
Маим ахроним, — говорят они, — следует совершать не только из-за того, что такое омовение рук ограждает от физической опасности. Но — для того, главным образом, чтобы перед чтением Биркат а-мазон руки не были таме (то есть в духовном смысле были чистыми.
Поэтому данное установление действительно на все времена. Тем более, что в самой Торе есть указание на необходимость реализации процедуры омовения рук до еды и после еды. Как сказано: «И возвышайтесь духовно, и будете духовно возвышенными. Я — Всевышний ваш…» (Ваикра, гл. 11, ст. 44).
Согласно каббале нужно очень старательно относиться к омовению рук после трапезы («маим ахроним» — букв, «последняя вода»), так как с помощью этого человек дает противоположной святости стороне ее долю и отгоняет ее от себя. Это также причина того, что перед омовением пальцев мы произносим (Йов 20:29): «Вот от Б-га удел нечестивца и доля, указанная ему Б-гом!» Поэтому также принято сливать эту воду в дешевую посуду, так как эта использованная вода приобретает ритуальную нечистоту.
Алахот Маим Ахроним
1. После окончания трапезы, перед “Биркат гамазон” принято читать главы из книги Тегилим: в будни — главы 137 и 67, в субботы, праздники и дни, когда не читают “Таханун”, — главы 126 и 87, а также еще несколько цитат из Танаха, которые приводятся в сидуре. 2. Затем омывают пальцы обеих рук. Эта процедура называется маим ахроним (букв, “последняя вода”) — в отличие от омовения рук перед едой, которое называется маим ришоним (“первая вода”). Наши мудрецы весьма отрицательно относятся к тем, кто пренебрегает омовением пальцев перед “Биркат гамазон”, и поэтому каждый, кто стремится исполнять заповеди как можно лучше, обязан строго придерживаться этого закона. Принято мокрыми руками проводить по губам, очищая их от следов пищи. 3. После маим ахроним не разговаривают. 4. Если за столом ели по крайней мере три взрослых еврея старше 13 лет, — они обязаны совершить зимун (см. гл. 48). Тот, кто будет ведущим в зимуне и чтении “Биркат гамазон”, омывает пальцы первым. Но если за столом находится более пяти взрослых евреев, то сначала это делают другие сотрапезники, а в конце — пятеро самых уважаемых из них, причем ведущий совершает омовение пальцев первым. 5. Для маим ахроним пригодна любая вода — в том числе та, которая для нетилат ядаим не пригодна (при условии, что она достаточно чиста для питья животного). Кроме того, можно употреблять другие напитки, кроме вина, которое представляет собой особую ценность. 6. Нельзя выливать маим ахроним на пол или на землю, потому что, как объясняет Кабала, эта вода приобретает чрезвычайно сильную ритуальную нечистоту. Для этого используют какую- либо посудину (которую немедленно затем уносят), и лишь в случае ее отсутствия маим ахроним можно вылить на какой-либо предмет, лежащий на земле, например, на дрова. Только в самом крайнем случае разрешается вылить маим ахроним на пол или на землю — но категорически запрещено выливать эту воду там, где на нее может наступить человек. Есть также обычай не сливать маим ахроним в серебряную тарелку или миску. 7. Воду от маим ахроним, пролитую на стол, следует вытереть или, по крайней мере, прикрыть (например, тарелкой — даже прозрачной). Есть посудка, называется «маим ахроним».
8. Если забыли омыть пальцы перед чтением “Биркат гамазон”, следует сделать это после прочтения.
Кицур Шульхан Арух, глава 47.
Рабанит Нелли Ядаева.
Организация Йодей Бина