Праведник властвует
При жизни праведника-хасида мир не нуждается в радуге, в этом «знаке» договора Вс-вышнего с евреями, так как праведник защищает мир своей молитвой. И кто более, чем Рабби Шимон, мог просить милосердия для мира, и был достоин защищать его? Но когда в мире нет такого праведника, только Вс-вышний может защитить свои творения от уничтожения.
И не было такого приговора с Небес, который не мог отменить Рабби Шимон. Это видно из написанного:Твердыня Израиля всевластна над человеком, но праведнику подвластен «Страх перед Вс-вышним». То есть, Вс-вышний властвует над человеком, а праведник — «над» Вс-вышним, потому что Он прислушивается к мнению святого человека, как сказано: Вс-вышний устанавливает приговор, а праведник его отменяет.
Так было однажды с Рабби Шимоном бар Йохаем. Он сидел у входа в город Луд, и, подняв глаза к небесам, увидел, как трижды затмился свет солнца. Затем стало совсем темно, а солнце отливало двумя цветами — чёрным и зелёным. Рабби Шимон позвал своего сына Элазара и сказал ему: — Иди за мной, сын мой, и посмотрим, что случилось.
Как видно, установлен приговор свыше, и Вс-вышний желает мне сообщить, чтобы я смог его отменить.
Приговор свыше устанавливается, но не приводится в исполнение в течение тридцати дней, пока Вс-вышний сообщает об этом праведникам. И об этом сказано в пасуке: не сделает Вс-вышний ничего, пока не раскроет Своего секрета Своим рабам — пророкам.
Рабби Шимон с сыном продолжили путь, вошли в виноградник и увидели там змея. Его пасть была раскрыта, и он, охваченный пламенем, лежал в прахе. Рабби Шимон ударил его по голове, склонилась пасть змея, но он продолжал шевелить жалом. Когда Рабби Шимон увидел это, сказал змею:
— Нахаш, нахаш, иди, скажи высшему змею, который разжигает ненависть к евреям, что Рабби Шимон присутствует в мире.
Змей сразу зарыл свою голову в расщелине земли, припорошенной прахом. А Рабби Шимон продолжал:
— Я выношу свой приговор: как нижний змей скрылся в прахе земном, так и высший змей пусть канет в глубине большой Бездны
Затем Рабби Шимон и Рабби Элазар помолились шёпотом. Во время молитвы услышали Голос Шхины: «Приговоры отменены, вернитесь на своё место…!».
И вот, ангелы-вредители уже не властвуют в мире, потому что Рабби Шимон бар Йохай отменил их. Счастлив ты, Рабби Шимон, ибо твой Господин желает оказать тебе честь, и величие твое — над всеми людьми мира. Даже о Моше Рабейну написано: и содрогнулся Моше. Но ты, Рабби Шимон, выносишь приговор, и Вс-вышний выполняет его. Приговоры Вс-вышнего ты отменяешь. Тут же свет солнца стал обычным, без всякой примеси чёрного цвета. Сказал Рабби Шимон: вернулось Благоухание в мир -отменён плохой Приговор.
Рабби Шимон вернулся домой и сказал:
— Написано в Псалмах: Праведен Вс-вышний, любит цдакот.
Почему Вс-вышний любит цдакот! Потому что Люди должны молить о милосердии Вс-вышнего, просить у Него всё, что им необходимо.
Рабби Шимон изгоняет Ангела смерти
Однажды Рабби Ицхак сидел у входа в дом Рабби Иуды и грустил. Хозяин дома вышел и спросил Рабби Ицхака, что случилось. И тот ответил ему.
Спросил его Рабби Йуда: — Откуда тебе известно, что пришло твоё время умереть? Ответил ему Рабби Ицхак: — Каждую ночь моя душа уходит от меня и всегда она мне светит. Но нынешней ночью моя душа не светила мне во сне, как раньше. И ещё: всегда, когда в молитве я подхожу к благословению «шомэа тфила», то вижу свою тень на стене. Но сегодня я не видел её. Поэтому я знаю, что умру, так как
целем отошёл от меня и уже не виден.
И действительно, известно, что свыше провозглашается: лишь силой целема жив человек . Пока целем не отошёл от него, человек живёт, и его дух осуществлён в нём. Но если целем ушёл, то и человек уходит из этого мира. Рабби Йуда подтвердил сказанное Рабби Ицхаком и добавил пасук: как тень наши дни на земле.
Так сказал Рабби Йуда Рабби Ицхаку:
— Всё, что ты меня просил, я сделаю. Но я прошу тебя, чтобы в высшем мире ты избрал мне место возле себя – так же, как я был рядом с тобой в этом мире!
Заплакал Рабби Ицхак и сказал ему:
— Пожалуйста, не расставайся со мной в оставшиеся дни.
А затем пошли вместе к Рабби Шимону бар Йохаю. Когда пришли к нему, он сидел и учил Тору. Рабби Шимон поднял глаза и увидел Рабби Ицхака и Ангела смерти, который бежал и танцевал перед ним. Встал Рабби Шимон с места, взял Рабби Ицхака за руки и сказал: — Я повелеваю: пусть все, кто обычно приходит ко
мне, войдут, а те, кто еще не бывал здесь, чтобы не входили.
Рабби Ицхак и Рабби Йуда вошли в дом Рабби Шимона. Ангел смерти остался снаружи и не мог войти. Увидел Рабби Шимон, что Рабби Ицхаку осталось жить восемь часов. Посадил возле себя Рабби Ицхака и занимался с ним Торой. И сказал своему сыну Рабби Элазару:
— Сядь у входа в дом, и если увидишь кого-либо, то не разговаривай с ним. А если он захочет войти, то закляни его, чтобы не входил.
Спросил Рабби Шимон у Рабби Ицхака:
— Видел ли ты образ своего отца сегодня?
Ведь мы учили, что когда человек уходит из мира, то его сопровождают отец и другие родственники. И он видит их и узнаёт их. Кроме того, все те души, которые в высшем мире находятся с ним на одной ступени, собираются вместе и провожают его душу до того места, где она будет пребывать.
Ответил ему Рабби Ицхак: — До сих пор я ещё не видел образа своего отца. Встал Рабби Шимон и сказал:
— Хозяин мира! Рабби Ицхак известен у нас, и он в числе семи учеников, которые остались в живых при выходе из идра раба. Подари его мне.
Вышел Голос с небес и сказал:
— Твоя молитва принята перед Престолом Чести: Рабби Ицхак — твой. Ты приведёшь его с собой, когда придёт твоё время уходить из мира.
Ответил Рабби Шимон:
— Конечно, я так поступлю и приведу его с собой, уходя из мира.
Увидел Рабби Элазар, что Ангел смерти уходит, и сказал: — Нет приговоров там, где находится Рабби Шимон. Сказал Рабби Шимон своему сыну:
— Иди сюда и держи Рабби Ицхака, я вижу, что он боится.
Вошёл Рабби Элазар и поддержал Рабби Ицхака. Рабби Шимон отвернулся и занялся Торой. В это время Рабби Ицхак задремал и увидел во сне своего отца. Сказал ему отец: — Сын мой, счастлива твоя доля в этом и Будущем
мире, потому что место твое среди листьев Дерева Жизни в Ган Эдене. Рабби Шимон — большое и сильное дерево в двух мирах, и он держит тебя в своих ветвях. Счастлива доля твоя, мой сын.
Спросил у него Рабби Ицхак: — Отец, где моё место в мире Правды? Ответил ему его отец:
— У меня нет права сообщать тебе об этом – не принято рассказывать это людям. Но когда будет большая радость Рабби Шимона, то есть, в день его ухода из мира (так как в этот день было раскрыто много секретов Торы), будешь «накрывать его стол».
Как сказано: выйдите и посмотрите, дочери Циона на короля Шломо, на корону, которой короновала его мать в день его свадьбы, в день радости его сердца.
После этого видения проснулся, рассмеялся, и лицо его светилось. Рабби Шимон посмотрел ему в лицо и сказал: — Конечно, ты слышал новые вещи. Ответил Рабби Ицхак:
— Да, это верно.
И рассказал ему всё, что видел во сне. В конце рассказа Рабби Ицхак поклонился Рабби Шимону до земли. С этого дня Рабби Ицхак не отпускал от себя своего сына и занимался с ним Торой. А когда приходил к Рабби Шимону, то оставлял сына снаружи, а сам входил и сидел и провозглашал перед Рабби Шимоном: Вс-вышний, меня ограбили, а Ты за меня поручился.
Один из учеников Рабби Шимона бар Йохая поехал однажды за границу. Там он занялся торговлей, преуспел и заработал много денег. Когда он вернулся в Израиль, то прослыл богатым человеком. Некоторые из учеников Рабби Шимона, узнав об этом, позавидовали его удачливости. И тоже пожелали поехать заграницу, чтобы вернуться богачами. Они думали, что тогда сумеют сидеть и учить Тору целыми днями, не имея забот о пропитании. Рабби Шимон, почувствовав настроение своих учеников, собрал их и привёл в одну из долин Мирона. Там он сказал: — Долина, долина, наполнись золотыми монетами.
Сразу же долина начала наполняться тысячами золотых монет.
Рабби Шимон обратился к ученикам и сказал:
— Если вы желаете золота, зачем вам уезжать заграницу и тяжело работать? Вы можете взять здесь столько золота, что хватит вам на всю жизнь. Кто хочет — пусть берёт. Но помните, — продолжил он, — все, что вы берёте сейчас, уменьшает вашу долю в Будущем мире. Ведь известно, что вознаграждение за изучение Торы не в этом мире, а в Будущем.
Тогда ученики поняли свою ошибку и больше не помышляли оставлять землю Израиля ради богатства чужбины.
Тора нас охраняет, Тора — свет наших глаз,
а Рабби Шимон бар Йохай отзовётся о нас добрым словом. АМЕН.