Великий мудрец Раввин Исраэль Сапантер однажды остался на ночлег в доме сапожника. Поздно ночью он увидел, как тот работал при колеблющемся свете почти погасшей свечи.
Раввин Салантер подошел к хозяину дома и сказал:
– Посмотри, уже очень поздно; свеча почти догорела. Почему ты еще работаешь?
– Пока свеча горит, еще можно что-то исправить, починить, – ответил сапожник.
Четыре недели спустя люди услыхали, как Раввин повторил слова сапожника:
«Пока свеча горит, еще можно что-то исправить».
Пока мы живы – пока горит свеча – мы еще можем что-то исправить. Мы можем примириться с теми, от кого отдалились, улучшить отношения в семье, подать милостыню, помочь другу организовать свое дело. Мы можем работать над своим характером и научиться быть справедливыми.
Что вы хотите исправить в своем характере? Подумайте, как это сделать.
Пока горит свеча, мы можем улучшить наши отношения, наш мир, самих себя
Рав Исраэль растрогался, услышав эти слова сапожника, и сказал себе:
«Если для нужд тела необходимо работать всё время, пока свеча горит, и можно в это время ещё работать и чинить, тем более — для нужд души. Человеку необходимо стараться исправить себя всё время, пока он жив. И всё время, пока свеча — душа человека — горит, можно исправить».
С тех пор рав Исраэль и его ученики, когда хотели сказать, что у человека даже в самой глубокой старости есть возможность исправить всё своё прошлое, все свои грехи, часто пользовались этим выражением: «Всё время, пока свеча горит, можно исправить».
Но из этого мы также можем сделать вывод, что после того, как «свеча потухла», после того, как душа покинула тело, уже нет никакой возможности что-либо исправить. И об этом говорит царь Шломо (Коэлет 9, 10):
«Всё, что сможет рука твоя делать, в меру сил своих делай, ибо нет ни дела, ни замысла, ни знания, ни мудрости в преисподней, куда ты идешь».
И ещё сказал царь Шломо (Коэлет 9, 4):
«…ведь живому псу лучше, чем мертвому льву».
При жизни у человека, даже самого простого, есть возможность совершать добрые дела и исправлять себя.
После смерти уже нет возможности сделать даже самое небольшое доброе дело. И это то, чему учит нас мишна в Пиркей Авот (4, 17):
«Лучше один час раскаяния и добрых дел в этом мире, чем целая жизнь в мире будущем».
А путь к Вечной жизни – это нравственные исправления себя.
И вот он говорит, что пока горит свеча, человек еще может все исправить, а царь Соломон говорит даже больше: делай утром, делай вечером, может Б-г и утром, и вечером тебе даст успех и в том, и в том деле.
А может только вечером?
Человек руки опустил и не сделал последнее действие. А как раз это действие и было бы последним ударом, когда нужно было делать.
Дальше он говорит в 7 отрывке так:
И сладок свет, благо для глаз видеть солнце.
По прямому здесь не нужно понимать. Свет – это Тора, это учение о Б-ге, это то, что Б-г сообщил миру, зачем он это все делает. Само изучение Торы уже дает эту сладость. Когда ты учишь Тору во имя Небес, когда ты учишь Тору для того, чтобы соединиться с небесами – это называется Сладкий свет.
Пока ты жив, ты видишь солнце, уже нужно радоваться. Но Раши говорит, что видеть солнце – это имеется в виду другое. Раши объясняет, что счастливы ученики, которые учат Тору, что их глаза видят Чистый Закон