Почему Всевышний все время проклинает землю за грехи человека? Что такое проклятость земли? Когда Г-осподь изгоняет Адама из Сада, сказано: «Проклята земля из-за тебя, с мукою будешь есть от нее во все дни жизни твоей. 18. И шип и репей произрастит тебе, и будешь есть траву полевую. 19. В поте лица твоего есть будешь хлеб до возвращения твоего к земле, ибо от нее ты взят. Ибо прах ты и к праху возвратишься»(Берешит 3: 17-18). Возьмем для примера мидраш, начинающийся словами «трое зашли на суд, и четверо вышли осужденными» (вариант – «проклятыми») Речь идет о том, что в райском саду согрешили Адам, Хавва (Ева) и змей, но проклятию подверглась еще и земля, которая, вроде бы, ни в чем не виновата: Первый человек, сам сотворенный из земли. Проклятие земли – ее запретность для человека, над которым висит смерть: “ В поте лица своего будешь есть хлеб, пока не вернешься в землю, ибо из нее взят ты, ибо прах ты и в прах возвратишься” (3: 19). Потом, когда Каин убил Авеля, проклятость земли еще более усиливается (4:11): «Проклят ты от земли, которая отверзла уста твои, чтобы принять кровь брата твоего от руки твоей. Когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы свои для тебя, и скитальцем будешь ты на земле». Поколения же людей становились все более плохими. Например, о Лемехе (5:21) говорится: «Сказал Лемех женам своим: «Мужа убил я за язву мне, а отрока за рану мне»». Т.е. всех, кто наносит ему какой-либо ущерб, он убивает; он считает, что имеет право делать все, что хочет. Таким образом, от воровства, которое совершил Адам (который взял то, что ему не принадлежало), через убийство, совершенное Каином, мы приходим к декларации убийства у Лемеха. Далее, следующий уровень деградации человечества описан в стихе 6:2: «И увидели сыны великих (т.е. люди, которые стояли высоко по своему общественному положению) дочерей человеческих, и они брали себе жен, которых пожелали» — т.е. они не только вели себя как хотели, но это было нормой поведения в том обществе, и это увеличивало «проклятость земли». Это свойство земли наказывать человека за его плохие поступки, не давать ему урожая за его преступления, выращивать злодею колючки после посадки зерна. Т.е. земля была морально чувствительна, она воспринимала нравственный уровень человека, который на ней живет, и реагировала на него; и за те преступления, которые человек совершал, земля не давала ему своих сил. И поэтому в то время, например, для того, чтобы быть хорошим агрономом, нужно было не только изучить агрономию, но также и быть порядочным человеком. Т.е. земля чувствовала; и это свойство земли не было само по себе «проклятием», это была «острая реакция земли» на уровень праведности поступков человека. Это была возможность — как возможность достижения наивысшего благословения, так и возможность получения проклятия. А так как уровень нравственности человека спустился в эту эпоху до наинизшего уровня, то эта возможность проявлялась в виде категории «проклята земля для тебя». Ле илуй нешама Шалум Бен Туричиман