Для того, чтобы Элияу явился, необходимо произнести вслух: ЭТО КРЕСЛО ЭЛИЯУ. Почему обязаны пригласить его, если он сам обязан присутствовать? Существует традиция, которая заключается в том, чтобы на обрезании было особое кресло для пророка Элияу, «ангела Завета». Для этой цели во многих синагогах есть специально предназначенное кресло, красиво украшенное резьбой. Кто-нибудь из присутствующих на церемонии удостаивается особой чести положить ребенка на это кресло пророка Элияу, пока моэль (человек, специально обученный проводить такую операцию) возглашает: «Вот кресло пророка Элияу, да будет он помянут добром…» Также моэль просит, чтобы Элияу стоял справа от него и защищал его, дабы вся процедура прошла в соответствии с буквой закона и не случилось ничего неподобающего. Пророк Элияѓу, Элияѓу а-нави Он еще один участник церемонии брит милы. (в духовном смысле) присутствует на брит миле каждого еврея. Для него — символически — ставят особое кресло, рядом с креслом сандака. В кресло пророка Элияѓу помещают ребенка перед тем, как положить его на колени сандака. Элиягу стал известен как “Ангел Брита,” незримо присутствующего на каждой Брит Миле, и для которого выставляется специальное кресло – кресло Элиагу. Мидраш идет даже дальше, и рассказывает, что Элиагу вопрошал Творца «Как же я смогу быть вместе с любым отцом, даже с тем, который не соблюдает мицвот?» На что В-вышний гарантировал Элиягу, что Он простит грехи тех, кто находится возле кресла Элиягу. По этой причине многие люди пытаются хоть на мгновение очутится рядом с этим креслом. В книге Мелахим (1:19) сказано, что, когда Элиягу убежал от царицы Изевель, он зашёл пещеру и там услышал голос Г-спода. «Что ты тут делаешь?» – спросил голос. На это Элиягу ответил (стих 10): «Весьма возревновал я о Господе, Б-ге Ц-ваоте, потому что оставили завет Твой сыны Исраэйлевы, жертвенники Твои разрушили и пророков Твоих убили мечом «. Говорит Зоар (Лех Леха 33 а), что, поскольку Элиягу сказал лшон а-ра о евреях, утверждая, что они оставили свой союз с Б-гом, он будет присутствовать везде, где евреи делают обрезание, чтобы быть свидетелем того, как евреи хранят союз с Б-гом. Мальчика кладут на специальное кресло, которое называется «престол пророка Элияу». Названо оно так в честь пророка Элияу, который, как считается, присутствует на каждом обрезании. Затем произносят текст: «Вот престол пророка Элияу…» Обычай читать этот текст очень древний и распостранен во всех еврейских общинах. Корни его уходят глубоко в историю. Царь Израильского царства Ахав (VIII в. до н.э.) начал служить чужим божествам, запретив евреям обрезать своих сыновей. Пророк Элияу наложил проклятие, и три года, до тех пор, пока народ не раскаялся, не шли дожди; как сказано: «Возревновал я за Г-спода, ибо оставили Твой союз сыны Израиля» (Млахим I, 19:14). Три года ни одна капля дождя не упала на землю Страны Израиля, в результате чего наступил страшный голод. Наконец евреи раскаялись и прекратили поклоняться идолам. Только тогда «…пошел сильный дождь». Так благодаря пророку Элияу народ Израиля стал вновь верен союзу со Всевышним. Пророк Элияу рисковал своей жизнью, поскольку царь Ахав, разгневавшись на пророка, хотел его убить. Но рисковал он ради того, чтобы евреи продолжали выполнять заповедь обрезания, чтобы та часть народа, которая прекратила делать обрезание своим детям, вновь вернулась к исполнению этой заповеди. Именно поэтому «дух» пророка Элияу всегда присутствует там, где делают обрезание Ни в коем случае нельзя понимать слова о том, что Элияу присутствует на каждом обряде обрезания, буквально. «Зоар» объясняет это совсем в другом месте (Шлах, 118) так: существуют 4 нечистые силы – «Ураганный ветер», «Большое облако», «Пылающий огонь» и «Нога» (ударение на 1-м слоге). Самая низкая нечистая сила, «Ураганный ветер», находится внутри. На нее как бы надевается «Большое облако», на которое надевается «Пылающий огонь». На всех них снаружи надевается Нога. Все миры, все силы, все, что создано, – находится внутри человека. И это – наши духовные силы, с помощью которых мы можем достичь цели творения. кроме кресла, на котором сидит держащий младенца, необходимо приготовить еще одно кресло для пророка Элияу. Потому что кресло означает начало исправления для воздействия высшего на низшего. Первое кресло, на котором сидит держащий младенца, – это кресло Творца, для наполнения светом вследствие обрезания и подворачивания нечистых сил. Второе кресло – для Элияу, чтобы нейтрализовал жалобы на человека нечистых сил Творцу, чтобы не смогли обвинять человека. Но для того, чтобы Элияу явился, необходимо произнести вслух: ЭТО КРЕСЛО ЭЛИЯУ. При вознесении в духовный мир душа Элияу облачилась в «тело из света», в котором она предстала перед ангелами-служителями (Зоар 2, 197а, 3, 88б). А его земное тело осталось жить на земле — в нижнем Ган Эдене, где когда-то, при Сотворении мира, Творец поселил Адама — Первого Человека (Дерех эрец зута 1; Хатам Софер, Тшувот 6, 98). Поскольку Элияу не совершил в своем последнем воплощении ни одного греха, он удостоился вечной жизни, ведь и Адам, если бы не совершил своего единственного греха, то жил бы вечно (Ваикра раба 27:4). При этом, в отличие от Ханоха, навсегда оставшегося в мире ангелов, Элияу постоянно возвращается в населенный мир и вступает в общение с людьми (Рамбан, Бава батра 121б). Таким образом, Элияу стал единственным человеком, одновременно существующим в двух мирах: высшем мире ангелов и в земном мире (Зоар 2, 197а; 3, 88б). Иногда он является мудрецам Израиля, чтобы научить их каким-либо законам (см. Брахот 3а), а порой приходит на помощь праведникам. Согласно сокровенной традиции, пророк Элияу должен открыться всему народу Израиля перед приходом Машиаха, чтобы возвестить о наступлении новой эпохи (Сифрей, Браха 342). Его задачей будет подготовить сердца евреев к испытаниям, связанным с приходом Машиаха (Рамбам, Мелахим 12:2). В книге пророка Малахи переданы слова Творца, относящиеся к дням геулы — конечного избавления: «Вот, Я посылаю к вам пророка Элияу перед наступлением дня Б-га, великого и страшного, — и возвратит он сердце отцов к сыновьям, и сердце сыновей к отцам, чтобы Я не пришел и не поразил землю истреблением» (Малахи 3:23-24). Элияѓу – воплощение абсолютной веры. Пророк грядущего Избавления, он символизирует нашу веру в конечную победу истины над ложью. Его ревностное служение Всевышнему, преданность Его заповедям, защита идеалов единобожия сделали его олицетворением духа Торы. Рабанит Нелли Ядаев