отождествляемое с животной душой («нешама»), вошло в прародителя всех людей через ноздри, то и выходить оно должно оттуда же. Возможно, это представление отражено в Танахе, где рассказывается, как пророк Элиша оживил ребенка, сына шунамитянки. В процессе оживления «чихнул отрок семь раз и открыл глаза» (Млахим, II, 4:35). Чихание было для пророка знаком возвращения души в тело. Этот отрывок из книги Млахим, разумеется, неоднократно цитировался и нееврейскими мыслителями, и исследователями, рассуждавшими о месте чихания в традиционной культуре. В Мидраши рассказывается, что до эпохи праотца Яакова в мире не было болезней, даже старческих (см. также Сангедрин, 107б), и когда дни человека подходили к концу, он чихал – и с этим чихом отдавал Б-гу душу. Яаков взмолился о милосердии, и Б-г смилостивился над людьми, послав им старческую слабость, дабы человек почувствовал приближение смерти и подготовился к ней. Поэтому, когда посланцы сказали Йосефу: «Вот, твой отец болен» (Берешит, 47:1), это явление – болезнь – было удивительным для всех. С тех-то пор, говорит мидраш, и повелось говорить при чихании хаим («жизнь») или хаим товим («добрая жизнь»), чтобы подчеркнуть, что чихание перестало быть знаком смерти. И действительно, таков обычай восточных общин, приводимый современным раввином р. Ицхаком Йосефом, сыном великого сефардского раввина Овадьи Йосефа: чихающему говорят «Хаим товим», а он отвечает «Ве-йосифу леха шнот хаим» («И да добавят тебе годы жизни»), цитируя книгу Мишлей (9:11). Если человек чихает дважды, ему говорят: «двойная жизнь», а если трижды – «жизнь вечная». Мааршал (р. Шломо Лурия) рекомендует чихающему говорить «Лишуатха кивити Ашем» («На спасение от Тебя я надеюсь, Г-споди»; Берешит, 49:18), а слышащие это должны отвечать «Барух тихье» («Благословен будь»; Ям-Шель Шломо, Бава Кама, 8:64). То же предписывает р. Авраам а-Леви Гомбинер в «Маген Авраам» – комментарии на «Шульхан арух» (Орах Хаим, 230:6), воспринимая это пожелание как молитву за ближнего, находящегося сейчас в опасности. Так же рекомендует поступать и р. Ишая Горовиц – автор каббалистического сочинения «Шней лухот а-брит». Интересно, что р. Яаков-Хаим а-Софер (Каф а-Хаим, 230:20) не рекомендует благочестивым евреям поступать так, «ибо после чихания трудно сосредоточиться на произнесении имени Всевышнего, а кто произносит имя Всевышнего без должного намерения, того могут сурово наказать свыше». А знаменитый Хатам Софер (р. Моше Софер) воздерживался от этих слов по другой причине – чтобы по привычке не сказать данный стих из Танаха, содержащий имя Всевышнего, и в туалете. Все эти еврейские мудрецы воспринимали чихание как дурной знак, возможно даже как напоминание о смерти. Настороженное отношение к чиханию не исчерпывает восприятие этого явления в еврейской культуре. Отношение к нему может быть и положительным: ведь любое непонятное явление, будучи воспринято как знак свыше, может быть истолковано человеком двояко: как положительно, так и отрицательно. Так, в Вавилонском Талмуде чихание расценивается как добрый признак: «Если человек чихает во время молитвы – это добрый знак. Ему стало хорошо на земле – значит, к нему хорошо относятся и на небе» (Брахот, 24а). Алтер Ребе в своем алахическом кодексе «Шульхан арух» поясняет это изречение: «Значит, Свыше удовлетворят его просьбы» (Орах Хаим, 103:3). Упоминавшийся выше р. Ицхак-Йеуда Розен приводит наполненное каббалистическим смыслом высказывание хасидского праведника р. Симхи-Бунима из Пшисхи: «Чихание на исходе Субботы – хороший признак, ибо в это время в мире проявляется свет царя Давида, сказавшего о себе: “А я – молитва” (Теилим, 109:4)». Видимо, это нужно понимать следующим образом: царь Давид, совершенный праведник, сам был олицетворенной молитвой. Поэтому в тот момент, когда «свет царя Давида» проявляется в мире, каждый еврей может частично уподобиться ему. И тогда даже телесные функции человека, «ветры, исходящие из него», как называл их Мишель Монтень, будут подобны словам молитвы. А в талмудическом трактате Брахот (57б) чихание больного расценивается как признак близкого выздоровления. Поэтому совсем не обязательно после каждого чиха предаваться грустным мыслям о грехе Адама и бренности всего сущего. Лучше думать о добром знаке свыше, а в ответ на чихание произносить безо всякой задней мысли: «Будьте здоровы!»