«НЕ ИЗ-ЗА МНОГОЧИСЛЕННОСТИ ВАШЕЙ… ИЗБРАЛ ВАС Г-ОСПОДЬ, ИБО ВЫ МАЛОЧИСЛЕННОЕ ВСЕХ НАРОДОВ…»
Существование еврейского народа — свидетельство присутствия Б-ога в истории:
«ВЫ СВИДЕТЕЛИ МОИ, ГОВОРИТ Г-ОСПОДЬ, и Я — Б-ог»
. Наши мудрецы так комментируют эти слова:
«Если вы Мои свидетели, говорит Г-осподь, то Я — ваш Б-ог. Если же вн не являетесь Моими свидетелями, то Я как бы не Б-ог вам». Кроме Израиля никто не подтверждает присутствие Всевышнего в истории. Собственно говоря, мир знает о Б-оге через историю еврейского народа. Великие империи не свидетельствуют о Б-ожьем присутствии. Их возвышения и падения вполне объяснимы с материалистической точки зрения. Они занимают определенное положение в истории силы. Но один маленький народ, постоянно находящийся на грани уничтожения, влияет на мировую историю совершенно непропорционально своей численности и материальной мощи. Разве это не доказывает, что Б-ог все-таки занимается делами людей? Путь Самого Б-ога в истории связан с историей Израиля. Только Израиль свидетельствует о присутствии Всевышнего в истории.
В этом, наверное, и состоит предназначение избранного народа. Б-огу нужен маленький, слабый народ для того, чтобы ввести в историю другую категорию: не силы, не власти, а духа.
«Не из-за многочисленности вашей… избрал вас Господь, ибо вы малочисленное всех народов…»
Для Своих целей Всевышний, ради человека как бы лишающий себя силы, не мог избрать большой и могучий народ. Только малый народ, непропорциональное влияние которого на историю будет заметно, мог стать народом Б-ога. Взаимоотношения Творца с человечеством построены так, что Ему нужен избранный народ. Через этот народ Б-ог может удовлетворить свою потребность заботиться обо всем человечестве.
Почему Г-осподь выбрал именно евреев?
Какой бы народ Он ни избрал, ему бы пришлось стать еврейским народом. На это намекает пророк Иешаягу:
«Вы свидетели Мои, говорит Г-осподь, и слуги Мои, которых избрал Я, чтобы Вы узнали [Меня], поверили Мне и поняли, что… до Меня не существовало Б-ога и после Меня не будет».
Если внимательно вчитаться в эти слова, станет ясно, что Израиль был избран Всевышним не потому, что он знал, верил и понимал. Наоборот, Б-ог избрал евреев, чтобы они могли знать, верить и понимать. История должна была научить евреев знать, верить и понимать. Они свидетели Б-ога независимо от того, знают они об этом или нет, согласны ли сознательно свидетельствовать или не согласны. Само существование народа свидетельствует о присутствии Б-ога в истории. Израиль избран Всевышним, и у него должно хватить нравственной смелости для осознания своей роли в истории. Тогда он научится верить, а вера приведет к пониманию.