|
Талмуд рассказывает: Спросили ученики у рабби Шимона Бар Иохая: «В чем была вина евреев того поколения, что они были присуждены Небом к полному уничтожению?». Сказал он: «Попробуйте ответить сами». Сказали ученики: «Наверное, потому, что приняли участие в пире и радости злодея Ахашвероша?». Ответил он им: «Если так, то те, кто в Шушане — должны быть присуждены к смерти, но те, кто во всем остальном мире, — нет». Сказал РаШБИ: «Потому, что поклонялись идолу Навуходоносора». Спросили ученики: «Но ведь это не было настоящим идолопоклонством, они только делали вид, что поклонялись». Сказал им РаШБИ: «И Б-ог не произвел над ними настоящей казни, но только создал видимость того». Что это означает, что евреи поклонялись идолу Навуходоносора? Этот Мидраш можно понять так: Навуходоносор приобрел огромную власть и хотел, чтобы все народы поклонялись ему. При этом, возможно, и не было никакого материального идола; Навуходоносору было достаточно, чтобы народы поклонились его царству, признали абсолют его власти. Евреи были в сложном положении. Изгнанные из своей страны, в ситуации «сокрытия Б-жественного Лица» они потеряли правильное видение причин происходящих событий. Все они (за немногими исключениями) «поклонились идолу царства Навуходоносора», то есть согласились признать, что земные царства и земные силы управляют историей, а не Б-жественное Провидение. Решение царя Кира стало казаться им более важным, чем пророчества Ишаягу Это падение все более углублялось, пока не нашло своего крайнего выражения в приходе Шушанских евреев на пир Ахашвероша. И сосудах из сосудов разных — по простому смыслу это означает, что посуда на пиру была настолько роскошной, что все сосуды были уникальными, не было двух одинаковых. Но Мидраш считает, что это указание на то, что на этом пиру использовались сосуды из Храма.
|
|