בס»ד
Придверии праздника ТУ БИШВАТ
СКРЫТЫЙ СМЫСЛ ТЕИЛИМА .
Почему Царь Давид сравнивает Праведника с деревом?
ГЛАВА 1.3 «И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое
приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во
всем, что он ни сделает будет удачно.
3. ВЕhАЯ КЕЭЦ ШАТУЛЬ АЛЬ-ПАЛЬГЕ-МАЙИМ, АШЕР ПИРЙО ЙИТЭН
БЕИТО ВЕАЛЕhУ ЛО-ЙИБОЛЬ, ВЕХОЛЬ АШЕР-ЯАСЭ ЯЦЛИЯХ.
וְהָיָה כְּעֵץ שָׁתוּל עַל־פַּלְגֵי מָיִם אֲשֶׁר פִּרְיוֹ יִתֵּן בְּעִתּוֹ וְעָלֵהוּ לֹא־יִבּוֹל וְכֹל
אֲשֶׁר־יַעֲשֶׂה יַצְלִיחַ׃
Слово «ЭЦ ШАТУЛЬ» (посаженное дерево )можно, конечно, перевести, как дерево, которое посажено, но дело в том, что для «посадки» есть более обычное слово – «НАТУА» –
«посаженный», а слово «ШАТУЛЬ», строго говоря, обозначает дерево, котороебыло саженцем в одном месте, а потом его оттуда забрали и пересадили в другоеместо.
Это слово можно понимать как насаждённое, пересаженное. То есть человек вставший на путь блаженство уподобляется пересаженному дереву. До этого оно было в одних условиях неблагоприятных, а теперь стало пребывать в других условиях, это дерево взяли и пересадили.
Далее, уже становится ещё понятнее дерево пересаженное в благоприятные условия, где пребывает неиссякаемый поток воды, где находится изобилие влаги именно так нужно понимать.
Почему же это важно? Мидраш на это дает знаменитый ответ, что человек, который учит Тору только у одного учителя, страдает однобокостью, поэтому надо ходить и учиться у разных учителей.
Чтобы достичь глубоких знаний следует пересаживать себя, «сидеть у ног» многих учителей, изучая разные мнения (Раши на Авода Зара 19а).
אד- ЭД = 1. пар, испарение, туман; 2. родник, подземный ручей свежей воды. Нужно заметить, что первая и последняя буквы этого псалма АЛЕФ и ДАЛЕТ образуют слово אד – ЭД = в одном значении родник, источник, орошающийдождь, а в другом туман и пар. И как в этом псалме говорится о блаженстве праведников напоенных водой живой, так здесь же говорится и о грешниках,
которые развеются ветром как пар. Ведь первое слово псалма АШРЭЙ = блажен, говорит о блаженстве праведников, а последнее ТОВЭД = погибнут, о погибели злодеев.
Она (Премудрость) — древо жизни для тех, которые приобретают ее, — и блаженны,которые сохраняют ее! (Прит.3:18)
Такое древо не боится палящих лучей солнца, не боится засухи; корни его всегда напитаны влагой; не ждут они дождей, не терпят никогда недостатка в питании, того недостатка, от которого древа, растущие на горных и сухих местах, часто болеют, часто вянут, умирают. Древу, растущему на высоте, открытому для влияния ветров и солнца, изредка пьющему дождь небесный, изредка освежающемуся росой небесной, подобен человек, расположенный к благочестию, но ведущий жизнь невнимательную, рассеянную, мало и поверхностно занимающийся изучением Закона Торы. Иногда он освежается росою умиления; иногда на его иссохшую душу падает живительный, слёзный дождь покаяния; иногда его ум и сердце возбуждены движением к Б-огу; но это состояние не бывает и не может быть постоянным, даже продолжительным.
Мысли и ощущение религиозные когда не просвещены ясным и полным познанием воли Божьей, не имеет никакой определенности, никакой основательности, и потому не имеют силы и жизни. Поучающийся в законе Всевышнего день и ночь подобен дереву, насаждённому при «исходищих вод». Непрестанно его ум и сердце — эти корни человека погружены в Закон Божий, напиваются святым Законом Бо-га непрестанно кипят для него чистые, полные силы, струи жизни вечной. Эти воды, эта сила эта жизнь.
Современный комментарий, старательно обсуждающий, о каком виде плодовыхдеревьев может идти речь. С одной стороны, он предполагает, что речь должна идти о вечнозеленом растении, но тогда за редкими исключениями, это неплодовое дерево. Здесь автор мудро замечает, что речь не может идти об оливе,которую не сажают у воды. Он предполагает, что речь идет о цитрусовых, потому что это вечно зеленое плодовое дерево.
В связи с этим предположением (о цитрусовом дереве у воды) очень заметенаспект относящийся к Торе. Как известно, классический метод толкования
Писания называется ПАРДЕС = цитрусовый (райский) сад.
П = (ПШАТ) = буквальное понимание Писания Р = (РЕМЕЗ) = намек. Одно место Писания толкует другое место Писания. Д = (ДРАШ) = поучение назидание. С = (СОД) = тайна. Таинственное понимание Торы. Поэтому выбрано цитрусовое древо, которое символизирует углубленное постижение Слова Божьего
И во всем, что делает, он преуспеет… Как сказано:
Тора есть древо жизни. Постоянно пребывающий под ее сенью, вкушающий от ее плодов «день и ночь» сам становится подобным зеленеющему и плодоносному древу, корни которого непрестанно напояются водой жизни – божественным учением: будет он как дерево, посаженное при потоках вод. Изучающий Тору пребывает в блаженном состоянии, подобном состоянию пребывающего в Эдемском саду. Праведник не ожидает за исполнение заповеди никакой иной награды, кроме следующей заповеди, делающей его еще более укорененным в этом саду Торы, еще более приближенным к Б-огу. Псалом перекликается со строками Иеремии:
«Благословен человек, который надеется на Г-оспода и которого упование – Г-осподь. Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен, и во время засухи оно не боится и не перестает приносить плод» (Иер 17:7-8) Пс 91:13;
Итак здесь речь пойдёт о блаженном о счастливом человеке. О его состоянии.
Кто выполнил условие первых двух стихов, тот будет пребывать в состоянии подобно дереву…..Здесь автор сравнивает состояние блаженного человека с деревом. Это образ, дан не для красоты псалма, а образ более понятно открывающий нам благое состояние праведника. Через чувственные, видимые образы, Г-осподь очень часто обращается к человеку.
пророку Иеремии, прежде чем пророк приступил к служению Г-осподь показывает цветущую миндальную ветвь и через этот образ также напоминает, что всё в этом мире от Г-оспода. Ты видишь цветущую миндальную ветвь. кто даровал жизнь этой ветви?
Кто позволил расцвести этой ветви? Если Г-осподь позаботился о том. что всё вокруг росло. цвело, то почему мы такие маловеры бываем и не верим в то. что Г-осподь позаботится о нас. почему же мы так боимся за будущее и принимаем какие –то суетливые шаги, для будущего упуская сегодняшнее наше счастье, живём в страхе, будто Б-ог оставит нас. .В общем примеров можно привести много и в этом псалме взят образ дерева, потому что он, сильно подчёркивает блаженное состояние праведного. В Израиле, где в те времена особенно чувствовалась не хватка воды, температура воздуха летом, около 40 градусов. и дождей практически нет, конечно это очень яркий образ, тем более здесь идёт речь о вечно зеленеющем дереве.
Или можно сравнить есть плодовые деревья дико растущие, а есть плодовые деревья посаженные в саду, где садовник прилежно заботится о дереве и плоды дико растущего дерева и само внешне древо, конечно же отличается от того дерева, которое растёт в саду и дерево растущее в саду или цветок посаженные в оранжерее, можно сравнить с состоянием счастливого человека.
Подобно эдемскому древу жизни, Тора дает бессмертие.
По поводу образа человека, как дерева, есть очень близкое место в трактате
Пиркей Авот (3:17).
«Чему подобен тот, у кого стремление искать [в повелениях Творца] мудрость преобладает над стремлением исполнить [их]? Дереву с раскидистыми ветвями и слабыми корнями: налетит ветер и выдернет его из земли, и бросит наземь, как сказано: “И будет он как можжевельник в степи, и не увидит прихода блага, и станет жить в выжженной [солнцем] пустыне, в необитаемом краю солончаков”. А чему подобен тот, у кого стремление исполнить [повеления Творца] преобладает над стремлением искать [в них] мудрость? Дереву с негустой кроной, но с мощными корнями: даже если налетят на него все ветры мира — не сдвинут они его с места, как сказано: “И будет он как дерево, посаженное у воды и протянувшее корни свои к потоку; не почувствует оно прихода зноя и листва его будет зелена, и засушливый год не будет страшен ему, и не перестанет оно плодоносить”».
Здесь говорится, что тот человек, чья мудрость превосходитего дела, на что он похож? — На дерево, ветви которого многочисленны, а корни не очень многочисленны. И налетает ветер и выкорчевывает его, и бросает егонавзничь. Но тот человек, чьи дела превосходят его мудрость, на что он похож? — На дерево, ветви которого немногочисленны, а корни многочисленны и тогда даже, если все ветры на свете налетят, и будут дуть на него, они не сдвинут его сместа. Цадик похож на дерево, которое посажено в чистом месте, и крона егопростирается в место нечистоты. Т.е. польза бывает от праведника для грешников. Их мудрость бывает прохладойгрешным душам. В Бо-жьем Саду (Ган Эден) все деревья вечно зеленые и постоянно плодоносящие.
Райское дерево это образ праведника приносящего плод Духа.
Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,кротость, воздержание.
Слово ПАЛГЕ МАЙИМ — разделение вод. Почему сказано, что это дерево пересажено в место, где ПАЛГЕМАЙИМ, и корень ПАЛАГ обозначает «разделение» (от этого корня, например, мифлага = партия). Что хочет сказать Давид этими словами «у разделения вод»? Его объяснение, что воды Торы имеют как буквальное понимание (ПШАТ), так и таинственное значение (СОД). Человека находясь
между этими двумя потоками, реально занимается ТОРАТО = своей Торой.
Рабанит Нелли Ядаев.
Ле илуй нешама Шолум Бен Туричиман.