1. Раскаяние
2. Благотворительность
3. Молитвы.
Виленский Гаон делит все заповеди на три группы: между человеком и Всевышним, между человеком и
человеком, и между человеком и самим собой.
Цдака (благотворительность) — заповедь между человеком и человеком,
тфила (молитва) — между человеком и Б-гом,
а тшува (раскаяние) — относится к заповедям между человеком и самим собой.
В махзорах над словами этого стиха написаны еще три слова маленькими буквами:
Тшува — цом (пост),
Следующие основополагающие законы имеют отношение к заповеди цедаки:
Величина цедаки зависит от дохода человека: чем больше он зарабатывает, тем выше его обязательства. Человек со средним доходом должен отдавать одну десятую часть своих денег, а богач — до одной пятой.
«Щедрый дар (цедаки) приводит к умножению (средств к существованию)» (Мишлей 18:16).
Кроме того, давая цедаку, можно продлить жизнь человека.
Биньямин-праведник руководил благотворительными фондами. Однажды во время долгой засухи и голода к нему подошла женщина и стала умолять о помощи.
«Я бы очень хотел вам помочь, — отвечал он, — но все деньги уже распределены, касса пуста».
«Если вы не поможете мне, — плакала женщина, — семеро моих детей умрут от голода». Услышав это, Биньямин-праведник отдал ей собственные деньги.
Позже он тяжело заболел, и смерть, казалось, была близка.
На Небесах ангелы умоляли Ашема: «Властелин Вселенной, разве ты не объявил, что спасение даже одной еврейской души — это такое же великое деяние, как поддержка всего мира? Разве может умереть в расцвете лет Биньямин, спасший жизнь женщины и ее семерых детей?»
Смертный приговор был отменен, и Небесный Суд даровал Биньямину еще 22 года жизни.
Наши мудрецы советуют человеку путешествовать в Грядущий Мир «налегке», то есть, избавившись от лишних денег, раздавая цедаку. Если же человек держится за свои деньги, они, в конечном итоге, могут затащить его в Гей-ном, ибо он распорядился своим состоянием не в соответствии с желанием Ашема.
К раздаче цедаки относятся также следующие законы:
Если у кого-то есть бедные родственники, то раздавать цедаку в первую очередь следует именно им, затем надо помочь бедным соседям, а затем нищим города. Если приходится выбирать между нищими другого города и бедняками Эрец Исраэль, предпочтение надо отдать тем, кто живет в Эрец Исраэль.
Заповедь благотворительности подразумевает помощь деньгами или пищей.
Если нищий просит цедаку на приобретение одежды, мы можем выяснить, так ли это; но если просит на еду, то мы должны тотчас же дать ему какую-то сумму.
Цедаку следует давать доброжелательно и необходимо при этом сказать несколько напутственных слов. Тот, кто подает в злобном расположении духа, пусть даже и большую сумму, не получит награды.
Исполнение заповеди будет считаться оптимальным, если даритель не знает того, кто получает цедаку.
В таком случае, конечно, необходимо, чтобы сборщик цедаки был надежным человеком, лично знакомым с обеими сторонами, и это даст уверенность, что цедака пойдет по прямому назначению.
Самая большая цедака — удержать ближнего от ее получения. Если вы можете найти ему работу, взять его в дело или ссудить деньгами, чтобы он мог сам себя поддерживать, то вы исполните самую совершенную цедаку.
Распределяя цедаку, мы должны предоставить приоритет евреям, не отрывающимся от изучения Торы. Как в старые времена маасрот поддерживали коэнов и левитов, служивших в Храме, так и мы обязаны отделять 1/10 нашего заработка на поддержку знатоков Торы, испытывающих финансовые затруднения