בס»ד
Огни Хануки и тфиллин
Известно, что семь заповедей, установленных Мудрецами, в том числе и касающиеся огней Хануки, вытекают в конце концов из заповедей, которые можно найти в Торе. Среди этих заповедей Торы должна быть одна, аналогичная предписанию зажигать огни Хануки, заповедь, приносящая Б-жественный свет на «левую сторону» и в «общественные владения». Это заповедь надевать тфилин. Ибо наручный тфиллин носят на более слабой, левой руке. Как объясняет Зогар, так принято делать потому, что «дурные наклонности» («левая сторона сердца», голос эмоционального несогласия с Б-жьей волей) должны быть «направлены» на служение Б-гу. А головной тфиллин следует носить неприкрытым, незащищенным, чтобы «все люди земли видели, что имя Г-спода обращено к вам, и они должны испытывать благоговейный страх перед вами». В этом случае назначение тфиллин заключается в том, чтобы показать Б-жественность «всем людям земли» и заставить их испытывать «благоговейный страх». Таким образом, тфиллин, подобно огням Хануки, направлены к «левой стороне» и к «общественным владениям», то есть к тому, что находится «вне признания Б-га».
Изложенное позволяет понять высказывание Мудрецов о том, что «…вся Тора сравнима с (заповедью носить) тфиллин». Как и Тора, тфиллин обладают способностью осуществлять очищение даже в царстве непосвященных.
Мицва тфиллин
В Хануку уделяют особое внимание благотворительности, оказывают помощь нуждающимся «как деньгами, так и личным участием», то есть занимаются как материальной, так и духовной благотворительностью.
Поскольку предписание надевать тфиллин, как мы видели, особым образом связано с огнями Хануки, сама Ханука является весьма подходящим временем для развертывания» кампании за ношение тфиллин», что способствует участию в этой заповеди по возможности большего числа евреев.
И если благодаря одному еврею заповедь надевания тфиллин начинает выполнять другой еврей, то это значит, как сказано в Мишне, что «одна мицва приводит с собой другую мицву». Это справедливо для любой мицвы, особенно для мицвы тфиллин, к которой приравнивают все остальные мицвот. Со времени соблюдение одной заповеди повлечет за собой соблюдение всех остальных заповедей. Чудо Хануки заключается не только в том, что «для Твоего народа Израиля Ты сотворил в это день великое освобождение и спасение», освобождение от людей, которые были «нечестивы», «злы» и «надменны». Освобождение произошло несмотря на то, что они (эти люди) были «сильны» и «многочисленны». Чудо Хануки проявляется также в том, что»…впоследствии Твои сыны вошли в Твой самый святой Храм, очистили Твой Храм, совершили очищение Твоего Святилища и зажгли огни в Твоих святых дворах».
То же самое происходит с мицвой надевания тфиллин. При выполнении этой мицвы достигаются не только «освобождение и спасение» от «всех людей земли», ибо они будут испытывать «благоговейный страх перед вами»; они не будут больше противостоять Израилю, а будут пребывать в таком состоянии, словно «наши сердца смягчились, и благодаря вам ни у одного человека не осталось мужества». Кроме того, как следствие выполнения этой мицвы «Твои сыны (придут) в Твой самый святой Храм», в Третий Храм, который появится на земле как символ эры Машиаха