«Некоторые люди обретают спасение многолетним служением Всевышнему, а некоторые за один только час. Талмуд рассказывает историю о рабби Элазаре бен Дурдая, который был великим грешником на протяжении многих лет. Однажды женщина, с которой он грешил, сказала ему: «Элазар бен Дурдая, твое раскаяние не будет принято Небесами!» Ее слова ранили его в самое сердце и не давали ему покоя. И вскоре он почувствовал, что жизненные силы покидают его. Уединился он в долине между двумя горами и воззвал к силам природы: «Горы и холмы, просите о милости для меня!» Они ответили: «Прежде, чем мы станем просить о милости для тебя, мы попросим о милости для себя. Ведь в Писании сказано: «Ибо горы сдвинутся, и холмы зашатаются» (Ишаяѓу, 54: 10). Тогда он сказал: «Небо и земля, просите о милости для меня!» Они ответили: «Прежде, чем мы станем просить о милости для тебя, мы попросим о милости для себя. Ведь в Писании сказано: «Небеса, как дым, рассеются, и земля, как одежда, истлеет» (Ишаяѓу, 51: 6). Он продолжал молить: «Солнце и луна, просите о милости для меня!» Они ответили: «Прежде, чем мы станем просить о милости для тебя, мы попросим о милости для себя. Ведь в Писании сказано: «Посрамлена будет луна и пристыжено будет солнце» (Ишаяѓу, 24: 23). «Звезды и созвездия, просите о милости для меня!» Они ответили: «Прежде, чем мы станем просить о милости для тебя, мы попросим о милости для себя. Ведь в Писании сказано: «Истлеет все воинство небесное» (Ишаяѓу, 34: 4). Тогда он сказал: «Выходит, мое спасение исключительно в моих руках». Он склонил голову так низко, что она оказалась ниже колен, и рыдал в муках, пока душа не покинула его тело. Тогда голос с Небес произнес: «Рабби Элазар бен Дурдая удостоился вечной жизни» (трактат «Авода зара», 17а). И Талмуд добавляет, что рабби Йеѓуда ѓаНоси, составитель Мишны, плакал: «Некоторые люди обретают спасение многолетним служением, а некоторые за один только час. Мало того, что на Небесах принимают раскаявшихся — там их называют «рабби». Почему рабби Йеѓуда ѓаНоси так горько плакал? Потому, что убедился, что любой человек может обрести за один час то, что праведники обретают за многие годы. Почему же на Небесах Элазар бен Дурдая был назван «рабби»? Потому, что на его примере мы узнали, сколь велико может быть значение одного-единственного часа раскаяния. Аризаль объясняет, в чем смысл истории рабби Элазара бен Дурдая. Незадолго до него жил в Иерусалиме Йоханан-первосвященник. Он происходил из семьи Хашмонаим и по некоторым мнениям был отцом Матиьяѓу, героя ханукальных событий, который в праздничных молитвах назван «Матиьяѓу, сын Йоханана-первосвященника» (есть другое мнение, что он был внуком Матиьяѓу). Известно, что для того, чтобы войти в Святая святых в Йом-Кипур, первосвященник должен быть совершенно праведным. Даже если бы у него была всего одна грешная мысль на уме, он бы не вышел оттуда живым. То, что рабби Йоханан восемьдесят лет служил первосвященником, свидетельствует, что это был абсолютный праведник. И об этом праведнике Талмуд (трактат «Брахот», 29а) сообщает, что в конце своей жизни он стал саддукеем, членом секты, отрицавшей Устную Тору, в частности — воскрешение из мертвых, жизнь души после смерти и грядущий мир. Когда рабби Йоханан умер и предстал перед Небесным судом, его ожидала награда за все добрые дела, совершенные им на земле в течении восьмидесяти лет служения. Но он не мог насладиться заслуженным вознаграждением: у него не было «ключа», чтобы войти в грядущий мир, потому что в конце своей жизни он отрицал существование этого грядущего мира. А разве можно насладиться тем, что сам считаешь несуществующим?! Итак, рабби Йоханан-первосвященник должен был вернуться в этот мир. И его душа перевоплотилась в рабби Элазара бен Дурдая, который, хотя и не исполнял законы Торы и ее заповеди, раскаявшись перед смертью, получил» ключ» к миру грядущему, который ожидал его после его предыдущей жизни ЛЕ ИЛУЙ НЕШАМА ШАЛУМ БЕН ТУРИЧИМАН