МУДРЕЦЫ ТОРЫ О ПЛОДАХ СТРАНЫ ИЗРАИЛЯ.
Раби Иоханан бен Закая говорил: Если случится, что ты будешь занят посадкой дерева и тебе скажут, что Машиах пришел, — сначала закончи посадку дерева, а потом беги встречать Машиаха. (Авот дераби Натан)
Этот народ — как виноградный куст: его лозы — это зажиточные люди, его гроздья — это мудрецы Торы, его листья — это простые земледельцы. (Хулин, 92а)
* * *
Почему народ Израиля сравнивается с
виноградом?
А что делают хозяева виноградника для того, чтобы виноградный куст приносил лучшие плоды? Они выкапывают его, переносят на другое место и там сажают, и плоды становятся лучше. Так и Всевышний: желая, чтобы весь мир узнал о народе Израиля, забрал его из Египта и привел в пустыню — там евреи получили Тору и весь мир узнал о них. (Шмот Раба)
Первый фрукт — это виноград, определяющим качеством которого является ощущение радости. Как сказано в притче Йорама2: «мое вино, которое радует Б-га и человека».
Радость — это раскрытие. Человек в радости или без нее обладает одними и теми же душевными качествами: те же знания и умственные способности, та же любовь и ненависть, те же желания и страсть. Но когда человек испытывает чувство радости, все это становится гораздо ярче: сознание интенсивней, любовь глубже, ненависть острей, желания более агрессивны. Эмоции, которые в обычное время не очень-то заметны, проявляются в полной мере. Как говорит Талмуд: «Входит вино — выходит наружу сокрытое».
Безрадостная жизнь может быть полной, но это будет мелкая жизнь: все, вроде бы, на месте, но очень поверхностно. Обе души содержат огромный запас понимания и ощущений, которые могут никогда не выйти наружу, потому что их ничто не стимулирует. Виноград символизирует элемент радости в нашей жизни — той радости, которая стимулирует наши возможности и добавляет глубину, цвет и энергию всему, что мы делаем.
* * *
Почему Тора сравнивается с инжиром?
Заметьте: во всех плодах есть что-то несъедобное -косточки, кожура, — и только один инжир съедобен целиком. (Ялкут Шимони)
* * *
Почему Тора сравнивается с инжиром?
А потому, что плоды всех деревьев — маслины, виноград, финики — собирают сразу в какое-то одно определенное время, — только плоды инжира снимают с дерева понемногу. Такова и Тора: сегодня вы учите немного, завтра — больше, потому что Тору невозможно выучить ни за год, ни за два. (Бемидбар Раба)
Фига, четвертый из «семи растений», это также «плод Древа Знания Добра и Зла», который съели Адам и Ева, совершив тем самым первый в истории грех. Как объясняется в учении хасидизма, знание (Даат) какого-то объекта предполагает тесную сопричастность с этим объектом (как в словах «и Адам познал свою жену»). Грех Адама произошел из-за того, что он не мог примириться с тем, что существуют некоторые вещи, от которых он должен держаться на расстоянии. Он хотел связать себя со всем, что создано Всевышним, познать каждый уголок Б-жественного мира. Даже зло, даже то, что Творец объявил лежащим за пределами дозволенного.
Этот плод был самой разрушительной силой в истории человечества. Инжир, в его не менее сильном созидательном проявлении, представляет собой возможность глубокого личного участия в каждом положительном.
* * *
Почему народ Израиля сравнивается с оливой?
Чтобы дать тебе понять: как олива не дает свое масло раньше, чем ее побьют в ступе, так и народ Израиля не возвращается к добру раньше, чем не испытает страданий.
Как олива не теряет своих листьев ни зимой, ни летом, так и народ Израиля никогда не исчезает — ни в этом мире, ни в мире грядущем. (Мнахот, 536)
Для большинства из нас, жизнь — это борьба. Мы боремся, стараясь проявить свое я, вырываясь из под влияния родителей и нашего окружения. Мы боремся, пытаясь найти подходящего супруга, а потом боремся за то чтобы сохранить семью. Мы боремся, воспитывая наших детей, а потом боремся с ними, когда они взрослеют. Мы боремся, стараясь заработать побольше денег, а потом боремся с комплексом вины за наше благополучие. И все это накладывается на постоянный процесс борьбы животного и духовного в нас, борьбы между нашими внутренними инстинктами и стремлением превзойти себя и прикоснуться к Б-жественному.
Маслина олицетворяет в нас то, что раскрывается и расцветает в борьбе, упивается борьбой, не мыслит жизни без борьбы. Точно так же, как оливки, говорят наши мудрецы, дают масло только под прессом, так и мы проявляем лучшее в нас только под давлением жизненных испытаний и внутренних противоречий.
Точно так же, как инжир является противоположностью граната, маслины в нас контрастируют с седьмым фруктом — фиником, олицетворяющим собой мир, спокойствие и совершенство.Несмотря на то, что мы проявляем лучшее в себе под давлением невзгод, в то же самое время в нашей душе есть потенциал, способный полноценно проявиться лишь тогда, когда мы находимся в состоянии мира с самими собой, когда мы достигаем баланса и гармонии противоречивых компонентов нашей души.
* * *
Почему народ Израиля сравнивается с финиковой пальмой?
Потому что у финиковой пальмы нет ни одной бесполезной части: плоды идут в пищу, побеги — лулавы — нужны для исполнения заповеди арбаа миним, листьями кроют шалаш для праздника Суккот, из ее грубых волокон делают веревки, а из тонких — сита, из ствола — балки для строительства жилья.
Как сказано в Псалмах (92:13): «Цадик (праведник) расцветет как финиковая пальма».В книге Зогар говорится, что некоторые виды финиковых пальм начинают плодоносить только после 70 лет жизни. Человеческий характер состоит из семи основных качеств, каждое из которых в свою очередь состоит из десяти подклассов. Таким образом, цадик, который «расцветает» после 70 лет — это плод абсолютного спокойствия, продукт души, каждый аспект и нюанс которой был очищен и доведен до полной гармонии с самим собой, с ближними и с Б-гом.
Хотя маслины и финики описывают противоположные особенности характера, обе эти особенности уживаются в каждом человеке. Ибо даже когда мы боремся изо всех сил, мы можем найти утешение и поддержку в невозмутимом совершенстве, таящемся в глубине нашей души. И наоборот, находясь в состоянии полного спокойствия, мы всегда можем бросить вызов самим себе, который подтолкнет нас к еще большим достижениям.
(Там же)
На гранатах показались бутоны — это дети, которые сидят и занимаются Торой: они сидят рядами, как зернышки в гранате. (Шир-ѓаширим Раба)
Гранат — это лицемерие в самой благородной форме, нежелание примириться со своим духовным и моральным состоянием, определяемым нашими нынешними свойствами. Желание действовать благороднее и возвышеннее, чем мы есть на самом деле.
* * *
Изречение раби Йоханана бен Закая подчеркивает значение посадки деревьев на Земле Израиля. Озеленение Страны Израиля, культивация и сохранение ее зеленых насаждений — это символ всеобщего освобождения еврейского народа. Без него нет нормальных условий для здоровой жизни людей. Охрана природы — это основа для расцвета духовной жизни человека — чистой и святой. Поэтому посадка деревьев важнее, чем даже встреча Машиаха.
Избранные изречения наших мудрецов раскрывают символический смысл плодов, которыми славится Страна Израиля. Дело не только в их замечательных качествах, но и в том, что они олицетворяют особенности самого народа Израиля. Природа не существует сама для себя, ее предназначение — быть символом жизни человека вообще и народа Израиля в частности.
Чтение этих изречений может стать украшением вечера или утренника, посвященного празднику Ту-Бишват. Каждое из них может прочитать ребенок, держа в руке тот плод — настоящий или искусственный, о котором идет речь.
Плоды Страны Израиля и их символический смысл:
Виноград — 1) аллегория истории народа Израиля, его странствований как средства его совершенствования; 2) символизирует различные слои еврейского народа.
Инжир — 1) аллегория Торы; 2) аллегория изучения Торы.
Олива — 1) образ получения блага в результате страданий: 2) аллегория вечности народа Израиля.
Финиковая пальма — аллегория совершенства народа Израиля.
Гранат — это учащиеся, сидящие рядами и изучающие Тору.
Обобщение этих образов и аллегорий дает возможность понять две основополагающие идеи: народ Израиля — его качества и его судьба; Тора — ее ценность и ее изучение.
За последние столетия Ту би-Шват приобретал все более праздничный характер. Особенно этому способствовала знаменитая школа каббалистов Цфата во главе с Аризалем, рабби Ицхаком Лурия, основателем системы, центральной в современной Каббале. Каббалисты Цфата ввели упорядоченное празднование этого дня, которое постепенно превратилось в седер, похожий на пасхальный седер. И уже в течение довольно многих поколений издаются тексты, которые перекликаются с пасхальным седером; и там тоже есть определенный порядок: 4 бокала вина, и вопросы о том, чем отличается этот день и т.д. Главный упор празднования Ту би-Швата делается на еду фруктов, свежих и сухих. И прежде всего, это должны быть те плоды, которыми славится Земля Израиля.
При этом все плоды подразделяются на три основные категории. Как изестно по каббалистическим представлениям все мироздание имеет некоторые уровни, и, в часности, среди миров мы можем выделить то, что называется «олам брийа» — «мир творения», который соответствует высшим уровням — ангелам или тому, что человек мыслит.
. Фрукты каббалисты разделили на три категории в соответствии со своими представлениями об уровнях мироздания:
1. Мир действия – плоды, имеющие скорлупу или кожуру, которая очищается и выбрасывается (разные виды орехов или цитрусовых).
2. Мир творчества – плоды, имеющие косточку, которая не съедается (абрикосы, сливы, финики, маслины).
3. Мир творения – плоды, съедаемые полностью (инжир, виноград).
Согласно каббале, каждый вид плодов обладает своим мистическим значением, и, съедая их в сопровождении соответствующих благословений, человек очищает и совершенствует свою душу.
Ниже этого лежит «олам йецира» — «мир созидания», там также обитают ангелы и он соответствует человеческим речам. Когда человек говорит, то он действует в этом «мире созидания». И, наконец, мир, в котором мы в основном функционируем, это — «олам асийа» — «мир делания», то есть, такой мир, где можно оперировать материальными вещами. Так вот, все плоды подразделяются на три группы, каждая из которых соответствует одному из этих миров. Приведем некоторые примеры и основные характеристики.
«Олам брийа» — это то, что наиболее очищено. Этому соответствуют плоды, у которых все съедобно; у них нет несъедобных частей. К таким плодам относятся, например, инжир и плод рожкового дерева — харув. Среднему миру — «олам йецира» соответствуют плоды, у которых снаружи основная масса плода съедобна, но внутри есть несъедобная косточка. К ним относятся абрикосы, яблоки, груши. И, наконец, нижнему миру «асийа» соответствует группа плодов, которе сснаружи несъедобны, т.е. у них есть несъедобная кожура или шелуха. К ним, например, относятся орехи.
Один из главных обычаев праздника — есть плоды, которые выросли на земле Страны Израиля и которыми она славится. Но принято также есть плоды, напоминающие об Эрец-Исраэль, даже если они выросли в других странах, миндаль, плоды рожкового дерева, яблоки и др.
Сколько сортов фруктов принято есть в Ту?би-Шват? Есть обычай попробовать в Ту би-Шват 15 разных сортов фруктов — в честь 15-ого дня месяца шват. Согласно другому обычаю, едят только 7 видов плодов — те, которыми славиться Страна Израиля (пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранат, маслины, финики). Но большинство придерживается обычая подавать на стол как можно больше разных фруктов, свежих и суш?ных — инжир, изюм, сливы и др.
У многих принято, прежде всего, есть плоды семи видов. Едят эти плоды в том порядке, в каком они упомянуты в Торе: сначала виноград (или изюм), затем инжир, гранат, маслины и финики.
В еврейских общинах Востока было принято сначала есть блюда, приготовленные из пшеницы и ячменя, а затем — фрукты.
Эрец-Исраэль — это «страна, текущая молоком и медом», земля которой дает обильный урожай. Особое место среди плодов Страны Израиля занимают семь видов, первинки которых евреи были обязаны приносить в Иерусалимский Храм и отдавать священникам. Вот эти семь видов, ставшие символом Страны Израиля: пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранат, маслины и финики.
Пшеница
Первой из семи видов растений названа пшеница — благодаря ее исключительной важности. Как в древности, так и в наши дни пшеница входит в число важнейших злаковых, употребляемых человеком в пищу, — из пшеничной муки выпекают хлеб.
Ячмень
Ячмень созревает раньше пшеницы, его жатва начинается уже в месяце нисан. Во временаХрама на исходе первого дня праздника Песах главы народа Израиля выходили в поле в окрестностях Иерусалима, сжинали ячмень и мололи муку. Омер (ок. 2500 куб.см.) этой муки доставляли в Храм. Ячменный хлеб не так вкусен, как пшеничный, и поэтому в древности считался пищей бедняков.
Виноград
Тора говорит, что, выйдя из ковчега после окончания Потопа, Ноах разбил первый виноградник. Страна Израиля испокон веков славилась своим виноградом. Виноград употребляют, как в сыром виде, так и для изготовления вина, которое, как говорят наши мудрецы, «веселит сердце человека». В повседневной жизни евреев вино занимает важное место, оно необходимо для совершения многих религиозных обрядов — «Кидуша» в субботы и праздники, hавдалы на исходе субботы, четырех бокалов пасхального «седера» и др.
Еще при жизни Моше-рабейну было принято решение, что евреям запрещается пить вино, изготовленное неевреями. Более того: даже вино, изготовленное евреями, до которого дотронулся нееврей, пить нельзя. Нельзя даже покупать нееврейское вино для того, чтобы перепродавать его с целью заработка. Спирт, водка, бренди и т.п., изготовленные из нееврейского вина — даже из косточек и кожуры винограда, который давил нееврей, — запрещены. Вино, изготовленное евреем, но прошедшее через руки нееврея, остается кошерным только в том случае, если пробка или кран сосуда опечатаны двумя печатями.
Инжир
Смоковница — дерево с густой развесистой кроной; весной оно расцветает, зимой листья его опадают. Инжир созревает в середине лета, его едят, как в сыром виде, так и в сушеном. В Торе смоковница выступает в качестве символа плодородия. Так, инжир был среди плодов, которые разведчики принесли Моше, — в подтверждение плодородия Страны Израиля.
Смоковница стала также символом мира и спокойствия.
Наши мудрецы уподобляют плоды смоковницы Торе, говоря: «У любого плода есть несъедобные части: у фиников — косточки, у винограда — косточки, у гранатов — кожура. Но инжир — съедобен полностью, без остатка».
Гранат
Гранат — это плод, обладающий многими замечательными свойствами; во многом он подобен еврейскому народу. Гранат может очень долго храниться и не портиться — сок его в зернах не высыхает. И зернышки в гранате отделены друг от друга, каждое обладает своим отдельным вкусом, но только все вместе они образуют целый плод.
Изящные формы этого плода издревле вдохновляли мастеров: изображения граната украшают свитки Торы, двести медных гранатов обрамляли колонны Иерусалимского Храма, металлические гранаты украшали тунику первосвященника. Автор Песни Песней сравнивает висок своей возлюбленной с «долькой граната».
Масличное дерево
Масличное дерево с давних времен широко распространено в Эрец-Исраэль, в основном в горных районах. Масличное дерево — высокое, широкоствольное и крепкое вечнозеленое растение, могучие корни которого в состоянии прорасти даже в скале.
Плодами масличных деревьев человек пользуется с древнейших времен. Маслины употребляют в пищу, их масло используют, как в пищу, так и для производства лекарств, мыла, косметических средств.
В древности масличное дерево и его плоды считали священными, оливковым маслом совершали помазание священников в Иерусалимском Храме. Чистое оливковое масло горело в Храмовом семисвечнике.
Оливковая ветвь служит символом мира, изображение оливковых ветвей украшает герб государства Израиль, обрамляя семисвечник, ибо масличное дерево является характерной частью пейзажа страны.
Финиковая пальма
Плоды этого высокого ветвистого дерева Тора называет «медом». Ветвь финиковой пальмы (лулав) входит в число четырех видов растений, над которыми в праздник Суккот произносят благословение. Плоды финиковой пальмы растут крупными гроздьями, на большой высоте. Сладкие финики созревают в конце лета, их едят, как в сыром, так и в сушеном виде. Не случайно Тора называет финики «медом»: из них действительно изготовляют мед.
Наши мудрецы уподобляют народ Израиля финиковой пальме, всем частям которой находится применение: ее плоды съедобны; молодые побеги используют в качестве лулавов; ветви служат покрытием для шалашей, которые строят в праздн
ик Суккот; из волокон ствола вьют веревки, а древесину используют при строительстве домов. Так же и народ Израиля — ни один еврей не является «лишним», каждый исполняет свою задачу.
И еще, говорят мудрецы: косточка финика похожа на сердце, и она у финика одна; так же и сыны Израиля — у всего народа одно сердце, и обращено оно ко Всевышнему.
Миндальное дерево — символ цветения и обновления
Пожалуй, самый характерный символ праздника Ту би-Шват — миндальное дерево: высокое, красивое, с удивительно ароматными цветами. Не случайно его плоды всегда занимали почетное место на праздничном подносе с фруктами в любом еврейском доме. Возможно, именно миндаль больше других плодов отражает природу Эрец-Исраэль.
Среди всех плодовых деревьев, растущих в Стране Израиля, первым цветет миндаль. Он начинает цвести в конце зимы, когда в горных районах, где он широко распространен, еще лежит снег. Белые и розовые благоухающие цветы густой пеленой покрывают ветви дерева еще до того, как появляется листва. Покрытое многочисленными цветами миндальное дерево похоже на невесту.
Плоды миндального дерева — весьма питательный продукт. Миндальное дерево много раз упоминается в Танахе. Среди подарков, которые Яаков отправил в Египет, был и миндаль.
В книге Коhелет (Екклезиаст) миндальное дерево символизирует цикл жизни человека.
Миндальное дерево может служить образцом перемен, происходящих в природе в это время. Не случайно на иврите миндаль называется шакед: это слово — однокоренное с глаголом шакад, что означает торопиться, быть усердным. И миндаль в самом деле торопится: он первым из всех деревьев возвещает о приходе весны. Еще до того, как на его ветках набухнут почки, он весь одевается в прекрасный бело-розовый наряд из цветов. И ветки, и ствол его покрываются изумительно красивыми цветами, источающими тонкий аромат, похожий на запах роз. Прекрасно миндальное дерево, стоящее в этом праздничном наряде среди других, еще голых плодовых деревьев. Воздух вокруг него звенит от пчел, прилетающих пить нектар его цветов, а земля словно легким снежком усыпана лепестками. Недаром в течение столетий мрачного галута миндаль служил символом связи евреев с их страной: вкус его напоминает еврею о родине.
И все-таки миндаль — не единственное дерево, расцветающее в начале месяца шват. Рано утром выходит садовник в сад и видит, что и на инжире набухли почки, и прекрасный зеленый росток выглядывает из них. Виноградник одевается в бархатистые одежды. На полях, среди зелени травы, появляется все больше и больше цветов — еще немного времени, и они превратятся в роскошный разноцветный ковер. Из расселин скал глядят цикламены: черная луковица, из которой тянутся стебельки, заканчивающиеся нежными цветами. Дети обожают цикламены: они плетут венки из его цветов, высасывают кисленький сок его стеблей, держат во рту кусок стебля, изображая курение трубки. Наверно поэтому цикламен известен в народе под названием пастушья трубка. А еще зовется он — венец Шломо…
Предание рассказывает: когда Шломо взошел на царский трон, перед ним появился ангел Всевышнего и сказал: Шломо, царь Израиля! Знай, что все цари на голове носят корону — так и ты сделай себе корону: выйди в поле, выбери самый красивый цветок и сделай себе венец по его образцу. Шломо вышел в поле и не нашел цветка красивей цикламена, цветки которого в те времена смотрели вверх и формой напоминали корону. Вот поэтому цикламену дали имя венец Шломо. А когда, спустя много времени, враги захватили Иерусалим, разграбили его и унесли в качестве трофея корону Шломо, цикламен от горя потупился в землю. Но говорят, что когда потомок Давида взойдет на царский трон в Израиле и возложит на голову себе царский венец, цикламен поднимет свои цветки, и будут они гордо смотреть вверх, как в прежние дни…
В дни месяца шват цветут анемоны — это время, когда они встречаются буквально на каждом шагу. Анемон — любимый детьми красный цветок, из которого они плетут прекрасные венки. Между красными анемонами виднеются маленькие красные точки цветов, называемые на иврите дмумит. Предание гласит, что этот цветок вырастал из каждой капли крови, пролитой на землю героями-Маккавеями. Вот он и получил свое название от слова дам — кровь. По-русски он называется горечавка.
В тех местах, где почва болотистая, расстилается ковер желтых звездчаток. А на южных склонах гор праздник своего цветения празднуют асфоделы. То тут, то там встречаются вам целые ковры розовых и желтых вьюнков.
На полях и в горах, между скалами, расцветает благоухающий нарцисс. Полагают, что он был известен и любим еще в глубокой древности. Среди длинных и узких его листьев горделиво поднимается стебель, несущий целую гроздь круглых белых цветов с золотыми чашечками. Об этом цветке есть красивое предание Древней Греции: жил-был один пастух, отличавшийся необыкновенной красотой. Звали его Нарцисс. Все девушки только о нем и говорили, а он и не знал, что так красив, потому что ни разу в жизни не видел своего лица. Однажды вместе со своим стадом он подошел к ручью, наклонился над ним и увидел свое отражение в воде. Ошеломленный своей красотой, он поскользнулся, упал в воду и утонул. А на том месте вырос прекрасный цветок, напоминающий белое лицо того пастуха, окаймленное золотыми кудрями. Поэтому этот цветок назвали нарцисс.
Весна — время великих перемен в природе, и день Ту-Бишват — начало их. Наши предки, понимавшие язык деревьев и трав, тонко чувствовали обновление природы весной и в честь этого создали праздник — Рош-Ѓашана деревьев, Ту-Бишват.
Составил д-р Яаков Ротшильд
Перевел с иврита Йеѓуда Векслер
Адаптировано из трудов Любавичского Ребе Янки Таубером, перевод с английского Й. Крупенина. Источник: «Сефер Асихот 5750», т. I, сс. 273-282; «Сефер Асихот 5752», т. I, сс. 325-328.
Рабанит Нелли Ядаев.
Организация Йодей Бина