В этой статье я предложила такое прочтение имени одного из потомков Каина по имени«Ламех» (из 4 гл. книги берешит):
מלך (мелех ) аббревиатура из слов מח (моах) – мозг, לב (лев) – сердце и כבד (кавед) – печень.
Это – три главных органа человеческого тела, каждый из которых символизирует тип желаний. Мозг воплощает собой Нешаму, сердце — Руах, а печень — самую низменную часть нашей души, Нефеш. Интересно, что мозг располагается выше сердца, а сердце – выше печени. И чтобы стать царём над своими желаниями, нужно подчинить верхней части своей души все свои желания. Мелех, атрибут мальхут, происходит от слолва лалехет — царь, тот, кто ведет, за собой народ.
В обратном порядке (сначала действия, потом желания, потом объяснения), когда верхняя часть души, подчиняется нижней, получается слово келем —проклятие, от коль —целый, то, что должно завершиться. Получается эц которое растет снизу вверх, а не свреху вниз, как должно быть.
Также и Мишкан имел три уровня святости: Святая Святых, куда Первосвященник заходил один раз в год в Йом Кипур; Хейхал (дворец), куда только заходили только коэны и внешняя часть, где сжигали корбанот. Святая Святых соответствовала мозгу. Там также было три главных части: Арон (ковчег), Капорет (его покрытие) и Керувим (ангелы). В Хейхале был маленький алтарь, на котором сжигали только ароматные растения. Тора запрещает сжигать там что-либо другое. Это соответствовало дыхательным органам тела. Хейхал также имел золотой Семисвечник справа и стол с двенадцатью хлебами слева. Наконец, внешняя часть имела большой алтарь, на котором прыскали кровь, и сжигали жиры. Это соответствовало пищеварительной системе. Там был также специальный умывальник (Кийор) и его основа (Кано), где коэны мыли руки.
Таким образом каждая из этих трех частей Мишкана содержала три главных объекта. ГР»А объясняет, что девять объектов соответствуют девяти Сфирам, в то время как весь Мишкан соответствует последней Сфире – Малхут .
«Ламех [למך] (как вариант, а других судя по всему нет, корень тут мем-хаф (מך), бить, убивать, поражать, а буква ламед (ל), это приставка «к» или «для», указывающая, что такое положение вещей стало следствием предшествующих причин)».
«И сказал Ламех женам своим:
«Ада и Цилла! Послушайте голоса моего, жены Ламеховы! Внимайте словам моим. Я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне»».
.
ЛаМеХ [למך] это аббревиатура:
Лев (לב) – сердце, Моах (מוח) – мозг, Кавед (כבד) – печень.
«Кто у нас называется правильным человеком»?
Ответ: МеЛеХ (מלך) – царь! А почему?
Дело в том, что есть правило, первая буква слова, она главная, вторая — второстепенная и т.д. Т.е. Царь (Мелех), в первую очередь руководствуется мозгами (разумом), потом сердцем (эмоциями/чувствами), а в последнюю очередь печенью, что намекает на страсти. Это и так видно, если посмотреть на человека, в самом верху голова, ниже – сердце, а еще ниже печень.
Царь (מלך) МеЛеХ управляет царством (מלכות) МаЛХут, выполняя свою работу (מלאכה) МЛаХа.
А у Ламеха все наоборот, у него чувства доминируют над разумом, и в его лице род Каина терпит поражение.
В еврейском понимании быть настоящим царем может только тот у кого мозг управляет сердцем и печенью. То есть, страсти и животные потребности полностью подчинены мозгу. Имя Лемеха говорит об обратном порядке — сердце, вместилище эмоций и страстей, печень — животные потребности, взяли вверх над мозгом и полностью управляют человеком. Мозг болтается в середине этой системы и ему отведена роль находить разумное объяснение человеческим «слабостям». У Лемеха имеются две жены — Циля и Ада. Судя по комментарию Раши, это обычная семья того времени. Одна жена предназначена для рождения детей, другая — пьёт напиток, вызывающий временное бесплодие и занимается любовными утехами, ублажая супруга. Роли, с годами, менялись. Последнее что осталось, интимная близость между супругами, эмоциональное и физическое единство в одном, превращается в техническую, функциональную роль, полностью исключая из системы отношений нравственную состовляющую. Лемех — слепой поэт, Кобзарь. Те, кто ещё не забыл греческую мифологию, вспомнит Гомера — великого слепца, занимавшегося песнопением и сложением поэм. Он воспевает действительность, которую в силу своей слепоты, видеть не может.
И так, дети Лемеха:
Иваль — сельское хозяйство,
Мы видим, насколько чётко прописаны функции каждого их них. Каждый занимается своей областью и не помышляет об ином.
Туваль-Каин создаёт новый вид оружия. На испытания он зовёт своего слепого отца — Лемеха. Вкладывает лук в руки слепца, наводит и Лемех натягивает тетиву. Где-то в кустах мелькает тень. Человек или животное? Туваль-Каин не задаётся этим вопросом. Нравственный аспект возможного убийства живого человека не играет роли. И так, выстрел произведён, живая цель повержена. Выясняется, что убитое животное, никто иной, как прапрадедушка, прародитель семейства сам Каин. Долгие годы прожив как изгой, он скрывался в чаще и стал похожим на животное. Лемех расстроен. Лемех негодует. Одним ударом руки он убивает своего сына, Туваль-Каина, вымещая на нём своё разочарование и обиду. Он приносит два трупа — Каина и Туваль-Каина и бросает их тела под ноги своим женам. И тут происходит удивительное беспрециндентное событие: Ада и Циля отказываются рожать Лемеху новых детей. Женщины, наделённые по своей природе духовным чутьём, видят, что то, что началось с убийства и закончилось убийством, не имеет шанса на продолжение. Общество, в котором женщины по своему желанию, отказываются от своей основной, заложенной в их естестве, потребности рожать детей — обречено. Лемех идёт к старейшине рода — Адаму.
«Вы вместо Б-га? Вы решаете рожать или нет?» выговаривает взбунтовавшимся женам Адам. Циля и Ада отвечают фразой, которая заставляет Адама самого задуматься. «Секи сперва самого себя!» — говорят женщины. — После убийства одним сыном другого, ты отошел от своей жены, Хавы. Почему ты не родил сына?
И Адам возвращается к Хаве и у них возникает близость совершенно другого уровня. Близость, в которой нет места Змею-искусителю, но есть зрелая любовь и готовность к появлению нового Человека — Шета.»
Сердце как печень.
Как-то побывал рав Штейнман в Швейцарии и встретился с ученым, который занимался исследованием гробниц фараонов в Египте. Услышал рав от ученого, что у одного из фараонов, которому как раз и приписывается период царствования в эпоху египетских казней и исхода евреев из Египта, было обнаружено исследователями сердце, похожее на печень. Ученые-исследователи, внимательно изучив внутренние органы и все что от них осталось после бальзамизации, нашли сердце (орган) того фараона похожим по своим качествам на печень.
Ученый был неевреем и вряд ли был знаком с мидрашем нашей недельной главы
«Кавед лев Паро».
А вот рав Штейнман эту историю передал дальше. Но это еще не конец. Как-то к раву приехал со своим учеником один из наставников парней-ешиботников, которые сходят с пути соблюдения заповедей и Торы. Парень на вопрос : «Что случилось ?» ответил, что разочарован во Все-нем и не верит, что все, что написано в Торе -правда. И тогда рав Штейнман рассказал ему эту историю про сердце фараона и труды швейцарского ученого. Парень вышел от рава с брахой, а в машине рассказал наставнику, что начал отдаляться от Торы именно в тот момент, когда разбирал этот мидраш с комментариями. Трудно было ему поверить, что сердце могло стать как печень. И в этом тоже была высшая ашгаха, что рав Штейнман не случайно рассказал ученику эту историю.
( рав Шломо Левинштейна).
Рабанит Нелли Ядаев.